Форум » Подводные лодки России и СССР » Подводная лодка "Акула" (1 мировая война) » Ответить

Подводная лодка "Акула" (1 мировая война)

Denis_469: Подводная лодка "Акула" (1 мировая война) В свой первый боевой поход подводная лодка вышла 1 августа 1914 года с рейда Векшер. Боевая задача подводной лодки состяла в атаке германских боевых кораблей перед линиями минных заграждений и поддержке своих дозорных крейсеров и мононосцев. В силу неизвестности того, как применять подводные лодки им было предписано соблюдая скрытность находиться на позиции весь день и вечером начать возвращение. Утром 2 августа подводная лодка пришла в указанную позицию и приступила к патрулированию. В течении дня обнаруживались несколько торговых судов и от одного из них, шедшего на позицию подводной лодки, "Акула уклонилась погружением. Это было сделано для сохранения скрытности нахождения подводной лодки в районе. Топить торговые суда тогда было запрещено и разрешено топить только боевые корабли. Потому и была тогда такая тактика уклонения подводных лодок от торговых судов. В 17 часов подводная лодка получила радиограмму о том, что крейсера в дозор не вышли, а миноносцы по незнанию пересекли линию подводных лодок и оказались впереди них. Вечером "Акула"начала возвращение в базу куда успешно и пришла 3 августа утром. Таким образом закончился первый боевой поход подводной лодки. Во второй боевой поход "Акула" вышла 11 августа 1914 года с рейда Векшер. Выход был срочным по причине того, что эскадренный миноносец "Новик" дал радиограмму "вижу неприятеля" обнаружив германские крейсера. Сразу после получения радиограммы начальник бригады подводных лодок по своей инициативе выслал в море все подводные лодки с целью атаки обнаруженных крейсеров. Всем подводным лодкам, в том числе и "Акуле" было предписано занять свои позиции и атаковать германские корабли. Вечером 11 апреля командующий Балтийским флотом получил ответ Швеции на заявление Антанты содержащий информацию о нейтралитете Швеции и приказа всем подводным лодкам вернуться в базу. "Акула" вернулась в базу в тот-же день никого не увидев за весь поход. Третий боевой поход подводной лодки "Акула" состялся 13 августа 1914 года. В этот день подводная лодка была срочно отправлена в море для перехвата и преследования германских крейсеров обстреливавших Дагерорт. На море было сильное волнение и подводная лодка имела малый ход. Потому перехват крейсеров не получился. И во второй половине дня подводная лодка получила приказ вернуться в базу, куда и пришла в самом конце дня. Четвёртый боевой поход "Акула" начала 15 августа 1914 года выйдя с рейда Векшер на позицию перед минным заграждением. Подводная лодка провела в море почти 2 суток и вернулась в базу 16 августа никого не увидев. После заверешения 4 боевого похода "Акула" встала в ермонт в котором находилась до сентября 1914 года. Пятый боевой поход подводной лодки стал первым, где командование ВМФ России решилось использовать подводные лодки как наступательное оружие. Утром 7 сентября 1914 года "Акула" вышла с рейда Векшер и направилась на позицию к весту от Дагерорта. Приказом подводной лодке предписывалось до темносты находиться на позиции, а после этого было разрешено действовать по собственному усмотрению. "Акула"честно провела время до темноты на позии так никого и не увидев. С наступлением темноты командир лодки принял решение перейти к берегам Швеции в надежде встретить там противника. Пройдя около 60 миль на вест подводная лодка в 00.20 8 сентября 1914 года обнаружила на расстоянии 4-6 каб идущий на пересечку её курса крейсер. Не имея возможности атаковать лодка переложила руль вправо до упора чтобы лечь на параллельный курс, после чего погрузилась на глубину 24-27 метров. Во время погружения крейсер заметил подводную лодку сделал по ней 1 выстрел который в лодку не попал и пытался таранить пройдя над лодкой. Во время уклонения от атаки "Акула" не получила никаких повреждений. Пройдя под водой около 1 часа "Акула" вспылали снова пошла в надводном положении на вест. В 04.05 сигнальщики обнаружила идущие на подводную лодку 2 миноносца на дистанции 1-2 кабельтов с правого борта лодки. "Акула" стала срочно погружаться выполняя уклонение от тарана разворотом. Миноносцы начали охватывать лодку с кормы и левого борта стремительно приближаясь к ней. Во время погружения на циркуляции в 04.05 подводная лодка выпустила прицельно 1 торпеду по миноносцу с дистанции 0,5-1 каб. Торпеда прошла мимо цели. После погружения подводная лодка 2 часа уклнялась на глубине и только потом вернулась на перископную глубину. Осмотром в перископ были увидены 2 миноносца на дистанции 10-12 каб. Почти сразу оба миноносца открыли атиллерийский огонь по перскопу и лодка снова ушла в глубину измерив курс на норд. Пройдя ещё 5 часов на глубине лодка всплыла в 11.10 и начала зарядку изменив курс на 70 градусов. В 16.00 на левом траверзе был обнаружен германский крейсер на дистанции 80-90 каб. Атаковать крейсер не представлялось возможным и потому лодка снова погрузилась. Вскоре лодка всплыла и продолжила зарядку идя курсом 70 градусов. К ночи подводная лодки пришла к банке Олег и провела ночь в её районе в позиционном положении. 9 сентября "Акула" пошла на ост в сторону русского побережья и в районе маяка Бенгтшер был а обнаружена русскими миноносцами которые приняли её за германскую подводную лодку и бросились в атаку. Сама "Акула" также опознала миноносцы как германские и срочно погрузилась уклонившись от миноносцев. После этого она шла на ост в течении 3 часов, после чего обнаружила идущую российскую эскадру. После опознавания кораблей как своих "Акула" всплыла и обменялась опознавательными. Вскоре после этого подводная лодка получила приказ возвращаться в Моонзунд и пришла туда 9 сентября в 20.00. Это был первый боевой поход российской подводной лодки выполненный для поика противника и его атаки подводной локой. Этот поход также привёл к первой атаке противника российской подводной лодкой. И некоторым другим выводам сделанным командованием ВМФ России. Они гласили что: "Ясно доказана опасность нахождения лодок ночью в море без прикрытия, когда единственная их защита в быстром погружении и малой видимости. Ночные операции лодок сведутся только к принятию мер к собственной безопасности. Атаки неприятеля крайне гадательны за невозможностью пользоваться перископом. Главный недостаток лодок это шум её моторов... - убеждён, что миноносцы открыли меня только по шуму." "Главнейший враг лодок это миноносцы. Два миноносца лишили лодку возможности использовать удачный подход к району, занятому неприятелем, и заставили лодку просидеть 7 часов под водой. Необходимо при таких наступательных операциях лодок обязательно поддерживать её своими миноносцами или крейсерами, которые смогли бы отогнать неприятельские миноносцы и дать возможность лодке действовать только по достойному противнику." Именно эти выводы, сделанные командиром подводной лодки, были приняты командованием ВМФ России полностью. С современной точки зрения эти выводы могут вызвать только улыбку, но не нужно забывать, что к тому времени никто в мире не знал что делать с подводными лодками и как их правильно использовать. И этот первый активный боевой поход подводной лодки стал той первой ласточкой и первым кирпичиком в фундаменте военно-морского искусства и заложил основы боевого использования подводных лодок которые действуют до сих пор. Да, сейчас основы боевого применения подводных лодок другие, но начались они мименно с этого боевого похода этой лодки и именно с этих выводов командира подводной лодки. До тех пор подводные лодки практически во всех флотах мира стояли на позициях и ждали когда к ним подойдут вражьи корабли и потом погружались и пытались атаковать. Можно только порадоваться за командира лодки который будучи прогрессивным человеком настоял на том, чтобы получить именно такой приказ и показать командованию флота и бригады подводных лодок Балтфлота то, что они были не правы в своих взглядах на подводные лодки и схема применения их может быть намного более активным, чем та схема, которая была утверждена командованием флота. Напомню - приказ гласил, что подводная лодка остаётся на позиции, которая ей указана, до темноты дня выхода в море, после чего всё отдано на усмотрение командира лодки. Он мог, как многие другие командиры, вернуться в базу вечером, но не стал и провёл в море ещё почти 2 суток ведя активный поиск целей и выполнив 1 атаку. Можно долго удивляться, смеяться и так далее над тем, как была выполнена первая атака российской подводной лодки. Но вот только не нужно забывать того, что никаких приказов и распоряжений о том, как нужно выполнять торпедные атаки подводным лодкам в 1914 году не существовало вообще. И каждый командир делал так, как считал необходимым. Инструкции по выполнению торпедных стрельб в российском флоте были разработаны только в 1915 году, когда стали известны результаты боевых действий пододных лодок за 1914 год. А тогда командир искренне полагал, что циркуляция подводной лодки никак не влияет на точность стрельбы торпедами. До понимая этого дошли только в следующем, 1915, году. Следующие боевые походы будут в следующем посте.

Ответов - 91, стр: 1 2 3 4 5 All

Remi: В субботу неподалеку от острова Хийумаа водолазы из НКО Technical Diving Estonia Танель Урм и Мадис Тапупере обнаружили на морском дне субмарину. Скорее всего, это уникальная российская подводная лодка эпохи Первой мировой войны — ”Акула”. Она пропала в ноябре 1915 года, и до сих пор считалось, что она могла затонуть по техническим причинам. Но водолазы увидели, что передняя часть субмарины пострадала от взрыва, вероятно, лодка напоролась на мину. Тапупере рассказал, что у лодки цел перископ, капитанский мостик и компас еще на месте. Лодка на удивление хорошо сохранилась. По словам водолаза, кажется, что лодка сохранилась после крушения в нетронутом виде, и группа эстонских водолазов первой до нее добралась, пишет Eesti Päevaleht. Группа изначально знала только координаты и у нее была лишь информация о том, что там на морском дне может что-то быть. Сейчас идет процесс идентификации субмарины, но, по словам Танеля Урма, можно с большой долей уверенности сказать, что это именно ”Акула”: сходится ряд параметров, в том числе и то, что у лодки три пропеллера сзади. Строительство "Акулы" осуществлялось с 1906 по 1911 годы в Кронштадте по проекту конструктора Бубнова. ”Акула” участвовала в сражениях в Балтийском море в Первой мировой войне. Она считается первой российской подводной лодкой, осуществившей торпедное нападение. Считается, что торпедирование она провела до трех раз. Подлодки в царской России начали строить еще в конце XIX века, и хотя их использовали уже в Русско-японской войне, только во время Первой мировой они стали частью серьезного вооружения, поскольку до этого использовались только в качестве оборонительного вооружения. ”Акулу” спустили на воду в 1911 году. В исторических архивах есть информация о том, что неподалеку от места крушения ”Акулы” может находиться и остов немецкой субмарины. В субмарину, вероятнее всего, проникать не будут. Потому что если это действительно ”Акула”, то подлодка стала местом последнего упокоения 35 человек. Из воды остов также скорее всего поднимать не будут, так как он попросту может развалиться. Но окончательное решение будет принимать страна, которой борт принадлежит. Когда будет установлено, ”Акула” ли это, тогда и станет известно, будут ли водолазов еще к ней подпускать. Остов находится на глубине 30 метров — это предельная глубина для спортивных ныряльщиков. Тапупере предположил, что для съемок субмарины археологи смогут получать отдельные разрешения.

Denis_469: Remi - спасибо большое за новость. Фотографии закачай на файлообменник и выложи на сайте пожалуйста. Для всех чтобы было. А насчёт подводной лодки - лично я думаю, что было бы разумно поднять подводную лодку, отремонтировать и сделать музеем. Останки (если таковые есть) перезахоронить с почестями на берегу. Но лично я сильно сомневаюсь, что там сохранилась хоть 1 кость от моряков экипажа. Потому что в морской воде примерно лет за 80 человеческие скелеты (и большинство других) полностью растворяются в воде. Потому вполне возможно, что в корпусе подводной лодки уже нет ни одного останка.

Denis_469: Remi пишет: Когда будет установлено, ”Акула” ли это - я выложил фотографию лодки в её последнем боевом походе на выходе. Пусть смотрят на носовую оконечность рубки подводной лодки. На фотографии видна её уникальность. Если совпадает, то это Акула, потому что второй такой на Балтике не было.

Remi: Тапупере рассказал, что у лодки цел перископ, капитанский мостик и компас еще на месте. Лодка на удивление хорошо сохранилась. По словам водолаза, кажется, что лодка сохранилась после крушения в нетронутом виде, и группа эстонских водолазов первой до нее добралась, Группа изначально знала только координаты и у нее была лишь информация о том, что там на морском дне может что-то быть. Сейчас идет процесс идентификации субмарины, но, по словам Танеля Урма, можно с большой долей уверенности сказать, что это именно ”Акула”: сходится ряд параметров, в том числе и то, что у лодки три пропеллера сзади.В субмарину, вероятнее всего, проникать не будут. Потому что если это действительно ”Акула”, то подлодка стала местом последнего упокоения 35 человек. Из воды остов также скорее всего поднимать не будут, так как он попросту может развалиться. Но окончательное решение будет принимать страна, которой борт принадлежит. Когда будет установлено, ”Акула” ли это, тогда и станет известно, будут ли водолазов еще к ней подпускать. Остов находится на глубине 30 метров — это предельная глубина для спортивных ныряльщиков. Тапупере предположил, что для съемок субмарины археологи смогут получать отдельные разрешения.

Remi: dinis skinj mne na mail svoi mail,ja fotki vishlju. remi.sepp@gmail.com

Denis_469: Remi пишет: моё мыло - dolgushev_denis@mail.ru

Remi: nepravilniy mail remi.sepp777@gmail eto pravelniy

Denis_469: присланные фотографии подводной лодки "Акула" на грунте.

stabilo: Видео появилось с места крушения: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/eksklyuzivnoe-video-smotrite-kak-vyglyadyat-ostanki-zatonuvshej-submariny-akula.d?id=68955107

Denis_469: stabilo пишет: Видео появилось с места крушения: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/eksklyuzivnoe-video-smotrite-kak-vyglyadyat-ostanki-zatonuvshej-submariny-akula.d?id=68955107 Спасибо за видео. Это "Акула". Рубка у лодки уникальная.

Следопыт: Если найденные останки принадлежат именно Акуле, тогда возникает закономерный вопрос. Была ли лодка у Данцига, обстреливала ли порт и далее по приведённому выше тексту? И какая тогда была это лодка, если не Акула?

Denis_469: Следопыт пишет: Если найденные останки принадлежат именно Акуле Принадлежат именно ей. Следопыт пишет: Была ли лодка у Данцига, обстреливала ли порт и далее по приведённому выше тексту? Текст был не придуман мной, а лишь переписан. Так что скорее всего была у Данцига и обстреливала порт. Потому что в описании не сказано когда и где её потопили силы ПЛО. Там сказано, что после торпедирования канонерки её преследовали и потопили. Но никаких деталей там не было. Она вполне могла после канонерки уйти далеко и её потом нашли. Уже не у Данцига. То, что на борту лодки мин нет при нахождении означает, что она их действительно выставила. Потому что иначе мины бы приросли к корпусу лодки за 99 лет нахождения в воде. Что касается того, что нет носовой 37-мм артустановки, тут есть 2 варианта: а - обычно экипаж снимал её и убирал внутрь корпуса. Потому могла быть внутри корпуса. В этом случае это лишь говорит, что после обстрела Данцига экипаж имел время и возможность убрать пушку внутрь; б - за годы на грунте кто-то зацепил тралом пушку и выдернул её. Уточнить это можно лишь осмотром фундамента артустановки: если там есть остатки станка, то пушку скорее всего сорвали тралом когда-то. Если станок снят, то скорее всего пушка убрана и находится внутри лодки. Следопыт пишет: И какая тогда была это лодка, если не Акула? Тогда в море была всего 1 подводная лодка, и она была "Акула". При модернизации в минзаг её хорошо переделали и вместо носового перископа поставили радиостанцию. До модернизации лодка радиостанции не имела. Так что всё идёт с описанием.

Следопыт: Спасибо! Очень важный для меня комментарий, поскольку на лодке погим мой родственник... Получается, что лодка не погибла в бухте Данцига, и к её существованию можно прибавить какое-то количество времени. Интересно, было ли то место, где теперь нашли лодку, в поле зрения наших дозорных постов. Мог ли кто-то видеть либо нашу лодку либо преследовавшего её противника? Если да, тогда эти вещи где-то регистрировались и можно узнать точнее время гибели лодки...

Denis_469: Следопыт пишет: Интересно, было ли то место, где теперь нашли лодку, в поле зрения наших дозорных постов. Мог ли кто-то видеть либо нашу лодку либо преследовавшего её противника? Нет, место гибели не было в поле зрения наших береговых постов. Потому что иначе наше командование знало бы место гибели лодки и время гибели. А так этих данных нет.

mikkoi: Нда, знатная история, особенно с обстрелом Данцига. Автору надо писать романы Меня зовут Михаил Иванов, и две недели назад я лично погружался с целью проведения обследования на остов "Акулы". http://www.aif.ru/society/history/1198436 Последний поход лодки по факту проходил намного прозаичнее, чем описано. "Акула" отошла от своей стоянки у Дагерорта, и направилась к месту постановки мин в район Клайпеды. Двигалась лодка по фарватеру номер 22, судя по координатам остова в миле севернее оси фарватера. Далее произошло либо столкновение с дрейфующей миной (тот район моря изобиловал дрейфующими минами, в том же месте, через месяц на дрейфующей мине подорвался эсминец "Забияка"). Либо произошел взрыв одной из торпед, ибо носовые торпедные аппараты лодки разорваны пополам. От взрыва нос лодки оторвало, и он лежит сейчас за кормой остова "Акулы". Реальное место гибели "Акулы" находится рядом с берегом (мыс Дагерорт (сейчас Ристна)) в своей оперативной зоне, "Акула" успела пройти от места стоянки не более двух часов. Ни о каком нападении противника не может быть и речи, "Акула" не дошла до вод противника. Я хочу обратиться к родственникам погибших на "Акуле" подводников, которые присутствуют на этом форуме и конкретно в этой ветке. Сейцахс идет поиск родственников, для проведения мемориальной акции с возложением венков на месте гибели "Акулы". Этим вопросом занимается Министерство Обороны, Посольство России в Эстонии и телеканал "Звезда", как под-структурная организация МО. По тому если вы хотите поучаствовать в мемориальной акции, обращайтесь на телеканал Звезда, к Марии Осиповой, которая этим вопросом сейчас занимается. Ну или пишите сюда, и мы с вами свяжемся. Насколько мне известно несколько человек уже найдены.

mikkoi: Все 4 мины, находятся на борту "Акулы", вернее сейчас, так-как легкий корпус лодки скородировал, мины свалились и лежат на грунте, рядом с остовом лодки. Место, где стояло палубное орудие, сильно разрушено, корпус обвалился от воздействия волн и времени, да и эпицентр взрыва был рядом - орудия обнаружить не удалось. Но это нормально. Остов лежит носом на запад, лодка выходила в море, а не возвращалась.

Denis_469: mikkoi - ясно. Спасибо за уточнение. Вечером судьбу лодки исправлю.

mikkoi: Исследователей все это время вводила в заблуждение докладная телеграмма на имя командующего Балтийским флотом, о том, что имеются свидетельские показания с мыса Сырве, откуда якобы видели "Акулу" уходящей на запад. Масла в огонь подливали немцы, заявлявшие в своей литературе, что весной 1916го года они вытралили севернее Клайпеды маленькое минное поле, и резонно предположили, что то была минная банка выставленная "Акулой". Но по факту остов лодки лежит в устье Финского залива и все 4 мины на борту. Сейчас МИД России вплотную занялся темой "Акулы", но по мнению дипломатов, переговоры займут до двух месяцев, ибо между Россией и Эстонией не подписано соглашений о воинских захоронениях. Питерские журналисты нашли внука первого командира "Акулы" - Власьева, и уже через него еще нескольких родственников членов экипажа. Еще раз обращаюсь к уважаемым "Следопыту" и "Ju1ia". Если вам интересно узнать больше о судьбе ваших родственников и спустя почти 100 лет отдать им дань памяти, то отзовитесь. Хотя может это именно вы в числе уже найденных родственников...

Denis_469: mikkoi пишет: Нда, знатная история, особенно с обстрелом Данцига. Автору надо писать романы Автор был не я. Я лишь переписал результат работы комиссии по установлению причин гибели подводной лодки. Так что все претензии туда.

mikkoi: Да, Вы писали, что автор не Вы. А можно узнать что это была за комиссия и из какого источника у вас эта информация? Архив, или это была статья в Морском сборнике в 20ые годы итд? Ибо количество нестыковок в тексте такое, что возникает мысль, что текст вообще чья то шутка, ибо всеръез такое написать было бы сложно.



полная версия страницы