Форум » Подводные лодки Аргентины » Подводная лодка "S-21" (Англо-Аргентинская война 1982) » Ответить

Подводная лодка "S-21" (Англо-Аргентинская война 1982)

Denis_469: Подводная лодка "S-21" (Англо-Аргентинская война 1982) 1-й боевой поход начался из Мар дель Плата 11 марта 1982 года. Лодка пошла для высадки боевых пловцов на побережье островов. 2 апреля успешно высадила десант. Боевой поход завершился в Мар дель Плата 13 апреля. 2-й боевой поход начался из Мар дель Плата 15 апреля 1982 года. Лодка пошла для доставки боеприпасов на остров Южная Георгия, после чего должна была действовать на английских коммуникациях. Это был последний (на настоящий момент) боевой поход в котором лодка несла торпеды "Mk-27". В самой Аргентине таких торпед боеготовых уже не осталось, потому военно-морской флот Перу подарил десяток таких торпед Аргентине для того, чтобы снабдить ими подводную лодку в этом боевом походе. 25 апреля лодка пришла Грютвикен и выгрузила боезапас и продовольствие, а затем пошла в море. После этого была обнаружена и атакована английской авиацией. Бикаин немедленно приказал пробить боевую тревогу, но не отдал приказ на срочное погружение, поскольку полагал, что вертолет наверняка вооружен противолодочными торпедами Мк 46, которые были способны поражать только цели, находящиеся на глубине более 9 м, и поэтому решил, что для лодки безопаснее оставаться на поверхности. Увы, командир Santa Fe ошибся и “Humphrey” нес в этот момент не торпеды, а две 250-фунтовые глубинные бомбы Мк 11 образца 1943 года. Впрочем, все равно у аргентинцев не оставалось времени даже на погружение – Стэнли действовал без промедления. Догнав лодку, Wessex ровно в 05.00 сбросил обе бомбы. Обе разорвались примерно в 20 футах по борту близ кормовой оконечности субмарины, буквально выбросив корму из воды. Santa Fe получила серьезные повреждения балластных и топливных цистерн, на лодке временно произошло обесточивание и вышла из строя внутрикорабельная связь. После обнаружения вертолета Бикаин приказал всем находившимся наверху ради безопасности спуститься вниз. В момент взрывов в центральном посту лодки возникла даже паника, однако командир быстро овладел ситуацией. Полагая, что лодка уже не может погружаться, Бикаин принял решение уходить обратно в Грютвикен, сообщив об этом по радио гарнизону. Santa Fe описала циркуляцию и двинулась к Британской антарктической станции, оставляя за собой хорошо видимый след вытекающей нефти. На мостик лодки были высланы семеро членов команды, вооруженные винтовками M1 Garand и FAL, чтобы отражать следующие атаки вертолетов, а часть экипажа образовала живую цепочку для непрерывной подачи стрелкам патронов. Новые атаки не замедлили последовать, тем более, что видимость начала быстро улучшаться. Немедленно после взрыва глубинных бомб Wessex Стенли снова устремился к лодке. Вертолет беспрерывно облетал Santa Fe по кругу, а петти-офицер Дэвид Фицжеральд поливал ее огнем из 7,62-мм пулемета, установленного в дверном проеме. Ответный винтовочный огонь аргентинских моряков оказался полностью безрезультатным. Тем временем уже в 05.05 к месту действия прибыл второй британский вертолет – пилотируемый лейтенант-коммандером Барри Брайантом Lynx HAS. Mk 2 (XZ725, бортовой номер «341») с фрегата Brilliant. Этот Lynx вылетел почти одновременно с “Humphrey” для поиска лодки вдоль побережья к северу от Ист-Кумберленд, однако, получив сигнал от Стэнли, поспешил ему на подмогу. Вертолет, увы, был вооружен парой 324-мм торпед Мк 46, бесполезных против подводной лодки, находящейся в надводном положении. Брайант, тем не менее, сбросил одну из торпед по субмарине – как и следовало ожидать, без какого-либо результата – после чего присоединился к “Humphrey” в пулеметном обстреле лодки. Радиосообщения с Lynx на КВ частоте принимались не только на находящемся в 60 милях от места боя Brilliant, но даже в 1000 миль к северу в кабинах самолетов Sea Harrier на палубах идущих к Фолклендам авианосцев Hermes и Invincible, где летчики с удивлением слышали своего рода репортаж в прямом эфире об охоте на вражескую подводную лодку! На Endurance подняли в воздух свой первый Wasp HAS. Mk 1 (XS527, бортовой номер «434»), пилотируемый лейтенант-коммандером Тони Эллербеком и вооруженный парой ракет AS-12, немедленно по получении сигнала от Стэнли. В 05.12 вертолет достиг Ист-Кумберленда и, обнаружив Santa Fe, сразу же произвел по ней пуск обеих ракет. Первая ракета угодила в ограждение рубки, однако попросту прошила ее насквозь, задев при этом за ногу и покалечив стоявшего на мостике молодого матроса Альберто Мачиа (выполнявшего на лодке обязанности официанта, а теперь ведшего огонь по вертолетам из винтовки), после чего разорвалась уже на противоположном борту корабля, практически не причинив повреждений. Вторая ракета врезалась в воду, не долетев примерно 30 ярдов до лодки. После этого все три вертолета начали возвращение на свои корабли для перезарядки вооружения. На смену им в 05.40 прибыл второй Lynx HAS. Mk 2 с фрегата Brilliant – XZ729 (бортовой номер «342») лейтенант-коммандера Дж. Кларка. Вертолет был вооружен только пулеметом в проеме двери, и второй член экипажа лейтенант П. Маккей затеял интенсивную перестрелку с подводниками. Спустя несколько минут вновь появился Wasp Эллербека с Endurance, произведший пуск двух новых ракет AS-12. Первая ракета вследствие сбоя в системе управления пошла вбок от линии прицеливания и упала в воду примерно в 250 м в стороне от подводной лодки, но вторая угодила точно в ограждение рубки, сделав там дыру, однако не взовалась. К этому времени Santa Fe уже обогнула мыс Короля Эдуарда и входила в бухту Грютвикен. В 05.53 на сцене появился пилотируемый лейтенант-коммандером Джоном Дрэнсфилдом Wasp HAS. Mk 1 (XT429, бортовой номер «445») с фрегата Plymouth, несущий одну ракету AS-12. Дрэнсфилд выпустил ее с 5000 ярдов, попав в корпус лодки в район ватерлинии и в результате серьезно повредив цистерны главного балласта. В 06.00 Santa Fe подверглась атаке второго Wasp HAS. Mk 1 с ледокола Endurance – XS539 (бортовой номер «435», командир экипажа лейтенант Тим Файндинг). Он промахнулся первой ракетой AS-12 примерно на 50 ярдов, зато вторая попала в ограждение рубки – и снова взрыватель не сработал! Бесперывно ведущие огонь из пулеметов Lynx Кларка и Wasp Файндинга продолжали наседать. В свою очередь теперь к защите подводной лодки, находившеся уже в бухте Грютвикен, присоединился аргентинский гарнизон Южной Георгии, ведший огонь по английским вертолетам с мыса Короля Эдуарда и из Грютвикена из пулеметов и автоматических винтовок. Прибывшие несколькими часами ранее на Santa Fe противотанкисты даже послали по вертолетам одну ПТУР Bantam – впрочем, без всякого шанса на успех. В целом аргентинская стрельба оказалась малоэффективной и причинила лишь небольшие повреждения вертолету Файндинга. Впрочем, столь же малорезультативным оказался и пулеметный огонь с британских вертолетов – вся верхняя палуба и ограждение рубки были испрещены следами пуль, однако ни один из находившихся наверху аргентинсих моряков от них не пострадал. В 06.12 к месту боя снова прибыл Wessex HAS. Mk 3 (XP142) Стенли, несущий пару все тех же глубинных бомб Мк 11. Однако поскольку вражеская подводная лодка уже находилась вплотную у берега на мелководье, то применить их не было возможности, к тому же субмарина была явно повреждена. Поэтому Стэнли, передав о последнем соответствующее сообщение, вернулся на Antrim. На свои корабли полетели и два других круживших над Грютвикеном вертолета. Однако ввиду того, что радиоаппаратура вертолетов Wasp с Endurance была настроена на другую частоту, то поднявшийся с ледокола в третий вылет за утро Эллербек не получил никакого сигнала от Стэнли. Wasp HAS. Mk 1 XS527 появился в Грютвикене в 06.25, и Эллербек с ходу произвел ракетную атаку. Первая ракета AS-12 не сошла с направляющей, однако вторая успешно стартовала, попала в нижнюю часть ограждения рубки Santa Fe и взрывом полностью вывела из строя все выдвижные устройства лодки - командирский перископ, антенны радиосвязи и РДП. С Santa Fe как с боевым кораблем было окончательно покончено. Около 07.00 подводная лодка с с пожаром в ограждении рубки, с креном и дифферентом приткнулась к берегу у причала Британской антарктической станции. Крен на левый борт ввиду повреждения балластных цистерн медленно нарастал и Бикаин приказал команде сойти на берег. Затем пл была захвачена английским силами и затоплена экипажем при перешвартовке. Маленькая команда Бикаина, используя запас воздуха высокого давления, продула часть балластных цистерн подводной лодки, сняв ее с грунта, и под электромоторами двинула Santa Fe к указанной англичанами точке. В этот момент на лодке неожиданно раздались выстрелы. В кормовом отсеке аргентинские унтер-офицеры Ибало и Феликс Артузо должны были осуществить удифферентовку лодки, используя соответствующие клапана. При этом находившиеся с ними в отсеке английские морские пехотинцы были проинструктированы строго следить затем, чтобы аргентинцы ни в коем случае не прикасались к расположенным по правому борту клапанам цистерн главного балласта, используя которые можно было погрузить лодку. Англичане имели в своем распоряжении чертежи подводной лодки типа Balao с указанием всех устройств, и на основании них и инструктировали морских пехотинцев - однако, по несчастливой случайности, на Santa Fe (бывшей SS339 Catfish), как и на всех лодках, построенных на верфи Electric Boats, расположение ряда технических средств отличалось от стандартного, в том числе было изменено местами и положение обеих вышеуказанных клапанов: клапана главного балласта находились на ней в этом отсеке по левому борту, а клапана дифферентовочной цистерны – по правому. Поэтому, когда Артузо двинулся к правому борту к рычагам клапана удифферентовки, английские морские пехотинцы в полном соответствии с указаниями решили, что он пытается открыть клапана главного балласта. После того, как Артузо, к тому же не знавший английского языка, не отреагировал на окрик, английский солдат выстрелил и смертельно ранил аргентинского унтер-офицера. Другой морской пехотинец высунулся из кормового люка и, стреляя в воздух, стал кричать, что аргентинцы пытаются затопить лодку. Пользуясь возникшей суматохой, Бикаину и его людям в центральном посту и в других отсеках действительно удалось открыть ряд «лишних» клапанов. Вскоре после достижения указанного места у старого китобойного завода Santa Fe стала оседать и к вечеру 27 апреля наполнилась водой, сев на грунт на глубине 21 м с креном 25 градусов на левый борт с небольшим дифферентом на корму и оставив на поверхности только ограждение рубки и верхнюю палубу носовой части. Тем не менее, до сих пор неясно, было ли это затопление результатом сознательных саботажных действий Бикаина (как утверждал он сам), или являлось следствием боевых повреждений, полученных 25 апреля. Скорее всего, все-таки первое ближе к истине, поскольку прочный корпус лодки английскими атаками поврежден не был и затоплений 25 апреля не имел. Сами англичане, впрочем, без особо сожаления отнеслись к затоплению Santa Fe на новом месте и позднее даже дополнительно подорвали ее винто-рулевую группу подрывными зарядами для окончательной «иммобилизации». За время боевого похода по лодке были выпущены 8 противокорабельных ракет "AS-12", а также сброшены 1 противолодочная торпеда "Mk-46 mod.5" и 2 глубинные бомбы.

Ответов - 1

Denis_469: За время боевой службы подводная лодка "S-21" выпустила 0 торпед из которых в цели попали 0 торпед. Подводная лодка "S-21" потопила и повредила 0 целей. Из которых на сегодняшний день установлены: Побед нет Суммарный тоннаж поражённых целей на настоящий момент составляет 0 тонн. На подводную лодку “S-21” силами ПЛО были сброшены 2 глубинные бомбы и 1 противолодочная торпеда "Mk-46 mod.5". Также по ней были выпущены 8 противокорабельных ракет "AS-12".



полная версия страницы