Форум » Подводные лодки » Морская авиация с 1953 год как помощь подводным лодкам » Ответить

Морская авиация с 1953 год как помощь подводным лодкам

Denis_469: Думаю, что для полноты картины следует также расписать морскую авиацию с 1953 года. Она прикрывала подводные лодки в базах, на выходах и возвращениях и в море. Обеспечивала целеуказание подводным лодкам и наведение их на цели. ну и заодно обеспечивала поиск и уничтожение надводных и подводных целей противника. Это нужно для понимания того, что подводные лодки не действуют полностью автономно в морях и океанах - им помогают самолёты в частности, и вертолёты. Также будет вестись описание по десятилетиям, начиная с 1953 года. Почему с него? потому что тогда могла начаться новая мировая война. Самолёты 2 мировой войны все прекрасно известны, как и более ранние. А вот влияние морской авиации с 1953 года малоизучено. Влияние как помощь подводным лодкам в ведении ими боевых действий. Период 1953 - 1959 годов: Союз Советских Социалистических Республик: Самолёты-разведчики "Ил-28Р" Принят на вооружение в июне 1950 года. Максимальный взлётный вес 22680 кг. Длина 17,65 метра, размах крыла 22,65 метра, высота 6,7 метра. Площадь крыла 60,8 м2. 2 турбореактивных двигателя "ВК-1(А)" тягой по 2700 кгс. Максимальная скорость полёта 876 км/ч, крейсерская скорость полёта 670 км/ч. Практический потолок 12300 метров. Дальность полёта 3150 км. Экипаж 3 человека. Вооружение: 1 носовая неподвижная 23-мм пушка "НР-23" (100 снарядов), 1х2 кормовая подвижная дистанционно управляемая установка "Ил-К6" с 23-мм пушками "НР-23" (450 снарядов). Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "Курс" (с 1953 года) (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" с высоты 1000-10000 метров составляет 65 километров. По мере увеличения размерений цели дальность увеличивалась. Цель "эскадренный миноносец" это корабли тоннажом 2500 тонн), "ПСБН" (радиолокационный прицел слепого и ночного бомбометания для применения авиабомб через облака или ночью при отсутствии видимости). Также имел несколько фотоаппаратов и нёс осветительные авиабомбы для ночной съёмки. самолёт "Ил-28" "Ил-28РТР" развитие самолёта "Ил-28Р". Принят на вооружение в 1954 году. Отличается установкой станций радиотехнической разведки "СПС-1" (подавление помехой радиолокационных станций обнаружения воздушных целей и наведения авиации, а также радиолокационных станцией управления артиллерийским зенитным огнём и наведения зенитных ракет) и станции "СПС-2" (подавление помехой радиолокационных станций с длиной волны от 9,5 см до 5 метров). Также получил сбрасываемые на парашютах дипольные отражатели для постановки ложных радиолокационных целей. "Ту-16Р" Принят на вооружение в 1958 году. Максимальный взлётный вес 79000 кг. Длина 34,8 метра, размах крыла 33 метра, высота 10,4 метра. Площадь крыла 164,65 м2. 2 турбореактивных двигателя "РД-3М" тягой по 10650 кгс. Максимальная скорость полёта 1050 км/ч, крейсерская скорость полёта 850 км/ч. Практический потолок 12800 метров. Дальность полёта 4800 км. Экипаж 7 человек. Вооружение: 1 носовая неподвижная 23-мм пушка "АМ-23" (100 снарядов), 3х2 подвижных дистанционно управляемых установки "Ил-К6" с 23-мм пушками "АМ-23" (1350 снарядов), 9000 кг авиабомб. Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "РБП-4" (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" с высоты 1000-10000 метров составляет 180 километров. По мере увеличения размерений цели дальность увеличивалась. Цель "эскадренный миноносец" это корабли тоннажом 2500 тонн), "ПСБН" (радиолокационный прицел слепого и ночного бомбометания для применения авиабомб через облака или ночью при отсутствии видимости), "ПРС-1" (радиолокационная станция управления артиллерийским огнём 23-мм пушек), "СПС-1" (станция постановки радиолокационных помех описанная выше), "СРС-1" (станция радиотехнической разведки с рабочим диапазоном от 10 см до 2 метров. Может производить идентификацию и определять тип работающей РЛС и по ней тип носителя данной станции), "СРС-3" (станция радиотехнической разведки с рабочим диапазоном от 2,9 см до 30 см. Показывает только облучение), "Сирена-2" (станция предупреждения об облучении самолёта радиолокационными станциями или прицелами самолётов). Также имел несколько фотоаппаратов и нёс осветительные авиабомбы для ночной съёмки. Оснащён устройством дозаправки в воздухе: 1 дозаправка увеличивает дальность полёта на 1400 км. Также получил сбрасываемые на парашютах дипольные отражатели для постановки ложных радиолокационных целей. Самолёт "Ту-16"

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Denis_469: Период 1990 - 1999 годов Российская Федерация Самолёты "Ил-38" и "Ту-142М3", а также вертолёт "Ка-27ПЛ" получили новые торпеды "УСЭТ-95", "УТСТ-95", "АПР-3". Соединённые Штаты Америки "SH-60F" / "S-70" Принят на вооружение в 1990 году. Максимальный взлётный вес 9926 кг. Длина 15,24 метра, ширина неизвестна, высота 5,18 метра. Диаметр главного винта 16,36 метра, диаметр хвостового винта 3,35 метра. 2 газотурбинных двигателя "T700-GE-701С" мощностью по 1926 л.с. Максимальная скорость полёта 256 км/ч, крейсерская скорость полёта 241 км/ч. Практический потолок 5790 метров, статический потолок 3170 метров. Дальность полёта 2224 км. Экипаж 4 человека. Вооружение: 2 противолодочные торпеды "Mark-46 mod.5A(S)" (она-же "Mark-46 mod.5 NEARTIP") или "Mark-50". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "AN/APS-124" (дальность обнаружения больших кораблей и летательных аппаратов достигала 296 км), 25 РГАБ "AN/SSQ-53D", "AN/SSQ-62C", магнитометр "AN/ASQ-81" (дальность обнаружения 800-1000 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода), станция радиотехнической разведки "AN/ALQ-142" (автоматические обнаружение, классификация и отображение всех работающих радиолокационных станций), опускаемая гидроакустическая станция "AN/AQS-13F" (дальность обнаружения в режиме гидролокации 7400 метров). Самолёты "S-3B" и "P-3C" получили новые радиогидроакустические буи "AN/SSQ-53D" и "AN/SSQ-62C", а также новую противолодочную торпеду "Mark-50". "P-3C" также получил новый радиогидроакустический буй "AN/SSQ-77B". Англия "Super Lynx" / "Lynx HMA.Mk 8" Принят на вооружение в 1990 году. Максимальный взлётный вес 5330 кг. Длина 11,92 метра, ширина данных нет, высота 3,67 метра. Диаметр главного винта 12,8 метра, диаметр хвостового винта 2,21 метра. 2 газотурбинных двигателя "Mk. 42-1" мощностью по 1135 л.с. Максимальная скорость полёта 282 км/ч, крейсерская скорость полёта 232 км/ч. Практический потолок 5500 метров, статический потолок 2575 метров. Дальность полёта 1047 км. Экипаж 4 человека. Вооружение: 2 противолодочных торпеды "Mark-46 mod.5A(S)" (она-же "Mark-46 mod.5 NEARTIP") или "Stingray" или 2 противокорабельные ракеты "Sea Skua". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "Sea Spray 3000" (дальность обнаружения надводной цели 185 километров), станция предупреждения о радиолокационном облучении "MIR-2 Orange Crop", тепловизионная станция "Sea Owl", станция постановки радиолокационных помех "ARI.23363 Yellow Veil" (предназначена для постановки помех радиолокационным прицелам, станциям наведения ракет и активным радиолокационным системам самонаведения зенитных ракет и ракет "воздух-воздух"), магнитометр "CA/ASQ-504(V) AIMS" (дальность обнаружения 1000-1900 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода), станция предупреждения о пуске ракет с тепловым наведением и автомат отсрела ложных тепловых целей). 15 РГАБ "SSQ-963A" "Merlin HAS Mk.1" Принят на вооружение в 1998 году. Максимальный взлётный вес 14600 кг. Длина 22,8 метра, ширина данных нет, высота 6,63 метра. Диаметр главного винта 18,59 метра, диаметр хвостового винта 4,01 метра. 2 газотурбинных двигателя "RTM 322 02/8" мощностью по 2344 л.с. Максимальная скорость полёта 309 км/ч, крейсерская скорость полёта 286 км/ч. Практический потолок 6500 метров, статический потолок 4575 метров. Дальность полёта 740 км. Экипаж 4 человека. Вооружение: 4 противолодочных торпеды "Mark-46 mod.5A(S)" (она-же "Mark-46 mod.5 NEARTIP") или "Stingray" или 4 противокорабельные ракеты "Sea Skua". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "Sea Spray 3000" (дальность обнаружения надводной цели 185 километров), станция предупреждения о радиолокационном облучении "MIR-2 Orange Reaper", станция постановки радиолокационных помех "ARI.23363 Yellow Veil" (предназначена для постановки помех радиолокационным прицелам, станциям наведения ракет и активным радиолокационным системам самонаведения зенитных ракет и ракет "воздух-воздух"), опускаемая гидроакустическая станция "Type 2089" ("AQS-950") (Дальность обнаружения в режиме гидролокации 14800 метров, но показывает только пеленг на цель без дистанции и прочего). 20 РГАБ "SSQ-963C", "SSQ-954D" "Nimrod MR.2P(GM)" Принят на вооружение в 1991 году. Максимальный взлётный вес 87090 кг. Длина 39,35 метра, размах крыла 35 метров, высота 9,08 метра. Площадь крыла 197,04 м2. 4 турбореактивных двигателя "RB.168-20 Spey Mk.250" тягой по 54 килоньютона. Максимальная скорость полёта 925 км/ч, крейсерская скорость полёта 880 км/ч. Практический потолок 12800 метров. Дальность полёта 9262 км. Экипаж 12 человек. Вооружение: 9 противолодочных торпед "Mark-46 mod.5", 2 ракеты "воздух-воздух" "AIM-9L", 4 противокорабельные ракеты "AGM-84D". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "ARI.5980 Searchwater" (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" с высоты 1000-10000 метров составляет 370 километров. Цель "эскадренный миноносец" это корабли тоннажом 2500 тонн), магнитометр "AN/ASQ-504" (дальность обнаружения 800-1000 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода), станция радиотехнической разведки "ARI.18240/1 Yellow Gate" (обнаруживает работу радиолокационных станций и проводит их идентификацию с указанием пеленга и дистанции), станция постановки радиолокационных помех "ARI.23363 Yellow Veil" (предназначена для постановки помех радиолокационным прицелам, станциям наведения ракет и активным радиолокационным системам самонаведения зенитных ракет и ракет "воздух-воздух"). 150 РГАБ ("SSQ-905", "SSQ-963A CAMBS III", "SSQ-947"). Подвесная установка выброса ложных радиолокационных и тепловых целей "BOZ-107 Chaff/Flare Pod" с автоматом их постановки в случает угрозы от ракет. Франция "SA-321G Super Frelon" Принят на вооружение в 1990 году. Максимальный взлётный вес 13000 кг. Длина 19,4 метров, ширина 5,2 метра, высота 6,6 метра. Диаметр главного винта 18,9 метра, диаметр хвостового винта 4 метра. 3 газотурбинных двигателя "Turmo IIIE" мощностью по 1550 л.с. Максимальная скорость полёта 275 км/ч, крейсерская скорость полёта 249 км/ч. Практический потолок 3150 метров, статический потолок 2170 метров. Дальность полёта 820 км. Экипаж 2 человека. Вооружение: 4 противолодочных торпеды "Mark-46 mod.5A(S)" (она-же "Mark-46 mod.5 NEARTIP") или "A-244" или 1 "L-4". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "ORB 32 Heracles II" (дальность обнаружения надводной цели 111 километров), опускаемая гидроакустическая станция "HS 312" (дальность обнаружения в гидролокационном режиме 5600 метров), магнитометр "HS 31" (дальность обнаружения 800-1000 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода), станция радиотехнической разведки "DR 2000H Mk1". "AS-532 SC Cougar" Принят на вооружение в 1990 году. Максимальный взлётный вес 8600 кг. Длина 15,53 метров, ширина 3,4 метра, высота 4,9 метра. Диаметр главного винта 16,5 метра, диаметр хвостового винта 3?05 метра. 2 газотурбинных двигателя "Makila 1A1" мощностью по 1589 л.с. Максимальная скорость полёта 278 км/ч, крейсерская скорость полёта 262 км/ч. Практический потолок 6000 метров, статический потолок 4100 метров. Дальность полёта 618 км. Экипаж 2 человека. Вооружение: 2 противолодочных торпеды "Mark-46 mod.5A(S)" (она-же "Mark-46 mod.5 NEARTIP") или "A-244". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "ORB 32 Heracles II" (дальность обнаружения надводной цели 111 километров), опускаемая гидроакустическая станция "HS 312" (дальность обнаружения в гидролокационном режиме 5600 метров). Описание указанного вооружения: "УСЭТ-95" - будет описана при описании торпедного вооружения подводных лодок. "УТСТ-95" - будет описана при описании торпедного вооружения подводных лодок. "АПР-3" - будет описана при описании торпедного вооружения подводных лодок. "Mark-50" - двухцелевая торпеда. Вес 363 кг, вес боевой части 45,36 кг. Длина 2,9 метра. Силовая установка тепловая. Может пройти 20000 метров (при применении против надводных целей с глубиной хода 10 метров) или 12000 (при применении против подводных лодок в диапазоне глубин от 40 до 1100 метров) на скорости 55 узлов. Система самонаведения гидролокационная с дальностью обнаружения 2700 метров. Глубина хода 1100 метров. Имеет возможность повторной атаки целей и обнаружения подводных лодок имеющих гидроакустические покрытия. Имеет логической контур. Принята на вооружение в 1992 году. "AIM-9L" - ракета "воздух-воздух". Имеет тепловую систему самонаведения позволяющую обстреливать приближающиеся воздушные цели. Вес боевой части 9,4 кг, вес ракеты 86 кг. Длина 2,87 метра, диаметр 127 мм. Размах крыла 0,63 метра. Скорость полёта 2500 км/ч, дальность стрельбы 18 км. "AGM-84D" - авиационный вариант противокорабельной ракеты "UGM-84D" https://sovpl.forum24.ru/?1-4-1597216722318-00000083-000-0-0#009 Описание указанных радиогидроакустических буёв: "AN/SSQ-53D" - шумопеленгаторный буй принятый на вооружение в 1992 году. Дальность обнаружения 9300 метров. Углубление гидрофонов 27 метров или 121 метр или 304 метра. Обеспечивает определение типа подводной лодки по дискретным данным. Время работы 8 часов. Не обеспечивает установление пеленга и прочих данных, а только служит для установления типа подводной цели. "AN/SSQ-62C" - гидролокационный буй принятый на вооружение в 1997 году. Дальность обнаружения 7400 метров. После постановки не работает и переводится в гидролокационный режим только по команде с самолёта. Обеспечивает установление пеленга, дистанции и установлению курса и скорости подводной лодки. Углубление гидролокатора 27 метров или 121 метр или 457 метров. Время работы 1 час. "AN/SSQ-77B" - шумопеленгаторный буй принятый на вооружение в 1994 году. Дальность обнаружения 27,8 километра. Определяет пеленг на подводную цель. Углубление гидрофонов 152 или 305 метров. Время работы 8 часов. "SSQ-954D" - шумопеленгаторный буй принятый на вооружение в 1998 году. Дальность обнаружения 14800 метров. Углубление гидрофонов 30 метров или 140 метр или 300 метров. Обеспечивает определение типа подводной лодки по дискретным данным. Время работы 6 часов. Не обеспечивает установление пеленга и прочих данных, а только служит для установления типа подводной цели. "SSQ-963C" - гидролокационный буй принятый на вооружение в 1998 году. Дальность обнаружения 9300 метров. Углубление гидролокатора 30 метров или 140 метр или 300 метров. Обеспечивает установление пеленга, дистанции и установлению курса и скорости подводной лодки. Время работы 1 час. "SSQ-905" - шумопеленгаторный буй определяющий пеленг на цель и дистанцию до неё. Дальность обнаружения 9300 метров. Углубление гидрофонов 18 метров или 90 метров или 137 метров. Принят на вооружение в 1995 году. Время работы 8 часов.

Denis_469: Китайская Народная Республика "Z-9C" Принят на вооружение в 1998 году. Максимальный взлётный вес 4100 кг. Длина 12,11 метра, ширина данных нет, высота 4,01 метра. Диаметр главного винта 11,94 метра, диаметр хвостового винта 1,1 метра. 2 газотурбинных двигателя "WZ-8A" мощностью по 848 л.с. Максимальная скорость полёта 305 км/ч, крейсерская скорость полёта 260 км/ч. Практический потолок 4500 метров, статический потолок 2600 метров. Дальность полёта 910 км. Экипаж 2 человека. Вооружение: 2 противолодочных торпеды "Yu-7". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "ORB 32 Heracles II" (дальность обнаружения надводной цели 111 километров), опускаемая гидроакустическая станция "HS 312" (дальность обнаружения в гидролокационном режиме 5600 метров), магнитометр "HS 31" (дальность обнаружения 800-1000 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода). "Ка-28" Принят на вооружение в 1997 году. Максимальный взлётный вес 12000 кг. Длина 12,25 метра, ширина 3,8 метра, высота 5,4 метра. Диаметр главного винта 15,9 метра. 2 газотурбинных двигателя "ТВ3-117КМ" мощностью по 2225 л.с. Максимальная скорость полёта 291 км/ч, крейсерская скорость полёта 250 км/ч. Практический потолок 5000 метров, статический потолок 3500 метров. Дальность полёта 760 км. Экипаж 3 человека. Вооружение: 2 противолодочные торпеды "АПР-3". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "Инициатива-2КМ" (дальность обнаружения больших кораблей и летательных аппаратов достигала 333 км, а хорошая разрешающая способность позволяла обнаруживать перископы ПЛ на расстоянии 40 км, спасательный плотик — 30 км, может применяться как радиолокационный прицел для сброса торпед или глубинных бомб), опускаемая гидроакустическая станция "ВГС-3 "Рось-В"" (дальность обнаружения в режиме шумопеленгации 8000 метров, дальность обнаружения в режиме гидролокации 7000 метров), 36 РГАБ "РГБ-НМ1 «Жетон»", магнитометр "АПМ-73" (дальность обнаружения 800-1000 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода). "Z-8J" Принят на вооружение в 1996 году. Максимальный взлётный вес 13000 кг. Длина 19,4 метров, ширина 5,2 метра, высота 6,6 метра. Диаметр главного винта 18,9 метра, диаметр хвостового винта 4 метра. 3 газотурбинных двигателя "Turmo IIIE" мощностью по 1550 л.с. Максимальная скорость полёта 275 км/ч, крейсерская скорость полёта 249 км/ч. Практический потолок 3150 метров, статический потолок 2170 метров. Дальность полёта 820 км. Экипаж 2 человека. Вооружение: 4 противолодочных торпеды "Yu-7". Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "ORB 32 Heracles II" (дальность обнаружения надводной цели 111 километров), опускаемая гидроакустическая станция "HS 312" (дальность обнаружения в гидролокационном режиме 5600 метров), магнитометр "HS 31" (дальность обнаружения 800-1000 метров в зависимости от размеров пл и её глубины хода), станция радиотехнической разведки "DR 2000H Mk1". Описание указанного вооружения: "АПР-3" - будет описана при описании торпедного вооружения подводных лодок. "Yu-7" - противолодочная торпеда. Калибр 324-мм, длина 2,6 метра, вес 235 кг. Вес боевой части 44,45 кг. Силовая установка на унитарном. Глубина хода 400 метров. Система самонаведения гидролокационная с дальностью обнаружения с дальностью обнаружения 1000 метров. Повторный поиск и атака цели при промахе или наведении на ложную цель. Может пройти 14 км на скорости 43 узла. Вот такой была противолодочная авиация периода 1990-1999 годов. Как видно развал СССР практически остановил развитие противолодочной авиации в России, которая только получила новые авиационные торпеды. В США ещё не придумали гидроакустическую вертолётную станцию для обнаружения российских подводных лодок, но нужен был вертолёт с ней для продажи на экспорт, потому и был сделан новый вертолёт, который получила старую опускаемую гидроакустическую станцию. Она была бесполезна против российских подводных лодок, но в мире кроме них есть ещё множество подводных лодок, на которых вообще нет никаких гидроакустических покрытий, потому против них он мог применяться успешно теми странами, куда сей вертолёт продадут. Англия усиленно разрабатывала новые противолодочные самолёты и вертолёты, но только толку от них было немного, хотя они получили гидроакустические буди способные определять типы подводных лодок по их шумовым характеристикам. Правды ради нужно сказать, что в Англии сумели создать низкочастотную вертолётную гидроакустическую станцию способную обнаруживать современные российские подводные лодки, но та станция могла показывать лишь пеленг на неё, но не определяла ни дистанции, ни глубины хода. А дальше вертолёту приходится забрасывать район подводной лодки буями в надежде на установление её положения и параметров хода. В надежде, потому как среднечастотные гидролокационные буи "SSQ-963C" не эффективны против гидроакустических покрытий подводных лодок, а от шумопеленгаторных практически нет толка. Подводные лодки уже имеют эффективное гидроакустическое вооружение и при обнаружении вертолёта принимают меры по уклонению от обнаружения. Сама опускаемая гидролокационная станция вертолёта отмечается на гидроакустических станциях подводных лодок, работа гидролокационных РГБ также ими отмечается. В конце-концов самоходные ложные цели также никто не отменял. А последние для вертолёта будут иметь точно такую-же отметку подводной лодки, так как имитируют её параметры по шумам. В том числе и по дискретам. Что касается принятого на вооружение нового противолодочного самолёта, то несмотря на большое количество РГБ на нём толку от него было мало. Гидролокационные РГБ были бесполезны против российских подводных лодок, а у шумопеленгаторных шансов обнаружить подводные лодки было крайне мало. Франция приняла на вооружение пару противолодочных вертолётов с идентичными гидроакустическими станциями, но те были средне-высокочастотными и потому обнаруживать подводные лодки имевшие гидроакустические покрытия не могли. Что касается Китайской Народной Республики, то она, наконец-то, обзавелась собственной противолодочной авиацией, пусть даже вначале иностранной. Из 3 типов принятых на вооружение противолодочных вертолётов самым эффективным был российский "Ка-28", который качественно превосходил два других китайских вертолёта, бывшие всего-лишь копиями французских противолодочных вертолётов.

Denis_469: А теперь можно рассмотреть самую нужную, во время боевых действий подводных лодок авиацию - поисково-спасательную. Во время войны она занимается поиском и спасением на море, и её ценность для спасения экипажей потопленных подводных лодок можно назвать бесценной. Период 1950-1959 годов. Союз Советских Социалистических Республик "PBY-5A" Принят на вооружение до 1950 года. Максимальный взлётный вес 16066 кг. Длина 19,47 метра, размах крыла 31,7 метра, высота 6,15 метра. Площадь крыла 130,06 м2. 2 поршневых двигателя "R-1830-92 Twin Wasp" мощностью по 1200 л.с. Максимальная скорость полёта 288 км/ч, крейсерская скорость полёта 188 км/ч. Практический потолок 4480 метров. Дальность полёта 4096 км. Экипаж 5 человек. Вооружение: 2х1 12,7-мм пулемёта, 1х2 + 1х1 7,62-мм пулемёта. Радиоэлектронное вооружение: "?" (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" 5,56 километра). "Ту-16С" Принят на вооружение в 1957 году. Максимальный взлётный вес 79000 кг. Длина 34,8 метра, размах крыла 32,99 метра, высота 10,36 метра. Площадь крыла 164,65 м2. 2 турбореактивных двигателя "РД-3М" тягой по 9500 кгс. Максимальная скорость полёта 992 км/ч, крейсерская скорость полёта 842 км/ч. Практический потолок 15000 метров. Дальность полёта 7200 км. Экипаж 7 человек. Вооружение: нет. Радиоэлектронное вооружение: "РБП-4" (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" с высоты 1000-10000 метров составляет 180 километров. По мере увеличения размерений цели дальность увеличивалась. Цель "эскадренный миноносец" это корабли тоннажом 2500 тонн), "РПМ-С" (аппаратура приёма сигналов и обнаружения аварийных радиобуёв, аппаратура радиоуправления сбрасываемой спасательной лодкой "Фрегат". Снизу под самолётом подвешивалась сбрасываемая спасательная лодка "Фрегат". Она имеет водоизмещение 3,4 тонны, скорость хода 8 узлов, дальность плавания 1500 км, принимает на борт 20 человек, автономность по продовольствию 4 суток на 20 человек, мощность двигателя 40 л.с. Самолёт вначале искал терпящих бедствие при помощи радиолокатора и аппаратуры обнаружения работающего аварийного радиобуя. Затем сближался с людьми и сбрасывал свою спасательную лодку, после чего по радиоуправлению подводил её к людям, а затем, после их подъёма на борт они сами брали управление лодкой на себя. Сбрасываемая спасательная лодка "Фрегат" на воде. "Бе-6" Принят на вооружение в 1958 году. Максимальный взлётный вес 23456 кг. Длина 23,5 метра, размах крыла 33 метра, высота 7,45 метра. Площадь крыла 120 м2. 2 поршневых двигателя "АШ-73ТК" тягой по 2300 л.с. Максимальная скорость полёта 415 км/ч, крейсерская скорость полёта 350 км/ч. Практический потолок 6100 метров. Дальность полёта 4900 км. Экипаж 8 человек. Вооружение: 1 носовая неподвижная 23-мм пушка "НР-23" (100 снарядов), 1х2 подвижная дистанционно управляемая установка с 23-мм пушками "НР-23" (450 снарядов). Радиоэлектронное вооружение: радиолокационная станция "ПСБН-М" (дальность обнаружения цели класса "крейсер" 50 километров, бомбардировочный радиолокационный прицел), магнитометр "АПМ-56 Чита" (дальность обнаружения подводной лодки 200-250 метров в зависимости от её размера и глубины хода), "Штырь-А-4" (аппаратура по поиску и наведению на работающие аварийные радиобуи. В спасательном варианте имеет 8 сбрасываемых контейнеров "КАС-90". В каждом таком контейнера находится надувная резиновая лодка "ЛАС-5М" с радиостанцией, продовольствие, обмундирование и спасательный плот "СП-12". Резиновая лодка "ЛАС-5М" надувается из баллона в течении 4-5 минут, имеет вместимость 5 человек, имеет рулевое весло и 2 гребных весла, имеет складную мачту с парусом, под которым можно идти при ветре до 13 м/с. Скорость лодки на вёслах составляет 3 км/ч, а под парусом 12 км/ч. Плот "СП-12" имеет вместимость 12 человек, он полностью закрытый и защищает людей от солнца, осадков и ветра. Плот надувается в течении 3,5 минут. Соединённые Штаты Америки "PBY-5A" Принят на вооружение до 1950 года. Максимальный взлётный вес 16066 кг. Длина 19,47 метра, размах крыла 31,7 метра, высота 6,15 метра. Площадь крыла 130,06 м2. 2 поршневых двигателя "R-1830-92 Twin Wasp" мощностью по 1200 л.с. Максимальная скорость полёта 288 км/ч, крейсерская скорость полёта 188 км/ч. Практический потолок 4480 метров. Дальность полёта 4096 км. Экипаж 5 человек. Вооружение: 2х1 12,7-мм пулемёта, 1х2 + 1х1 7,62-мм пулемёта. Радиоэлектронное вооружение: "?" (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" 5,56 километра). "HUP-1 Retriever" Принят на вооружение до 1950 года. Максимальный взлётный вес 2767 кг. Длина 17,35 метра, ширина неизвестна, высота 3,81 метра. Диаметр главных винтов 10,67 метра. 1 поршневой двигатель "R-975-46А" мощностью по 557 л.с. Максимальная скорость полёта 174 км/ч, крейсерская скорость полёта 100 км/ч. Практический потолок 3670 метров, статический потолок неизвестен. Дальность полёта 790 км. Экипаж 1 человек. Вооружение: нет. Радиоэлектронное вооружение: нет. Спасательное оборудование: верёвочный трап и вертолёт может принять на борт 5 человек. Англия "S.25 Mk.V Sunderland" Принят на вооружение до 1950 году. Максимальный взлётный вес 27316 кг. Длина 26 метров, размах крыла 34,38 метра, высота 10,52 метра. Площадь крыла 138,38 м2. 4 поршневых двигателя "R-1830-90B Twin Wasp" мощностью по 1200 л.с. Максимальная скорость полёта 343 км/ч, крейсерская скорость полёта 325 км/ч. Практический потолок 5456 метров. Дальность полёта 4330 км. Экипаж 10 человек. Вооружение: 2х1 12,7-мм пулемёта, 12х1 7,7-мм пулемётов. Радиоэлектронное вооружение: "?" (дальность обнаружения цели класса "эскадренный миноносец" 5,56 километра). Вот такими были спасательные самолёты и вертолёты периода 1950 - 1959 годов. Как видно особого внимания им не уделялось во всех странах мира, кроме СССР. В начале периода во всех основных странах имевших большие подводные флоты (СССР, США и Англия) на вооружении состояли уже достаточно устаревшие летающие лодки времён 2 мировой войны. Они могли приводняться рядом с терпящими бедствие моряками и принимать их на борт. Но... они все уже имели недостаточные характеристики. Так они все имели устаревшие радиолокационные станции, малую скорость полёта, в принципе недостаточную дальность полёта, могли применяться только при волнении моря до 3 баллов (так как при большем уже не могли безопасно приводняться и взлетать), имели достаточно больше время полёта к месту спасения из-за невысокой крейсерской скорости полёта. Но это всё считалось не столь важным, чтобы далее развивать средства спасения экипажей подводных лодок в США и Англии, а также прочих странах НАТО. Считалось, что в случае необходимости американский надводный флот в состоянии разгромить советские силы в районе гибели американской подводной лодки и спасёт её экипаж палубными вертолётами. Вертолёты те были удобны для подъёма людей из воды, но они имели небольшую дальность полёта и небольшую грузоподъёмность - 5 человек. А вопрос спасения экипажей на значительном удалении от американских надводных сил в принципе не рассматривался. В течении 1950-х и 1960-х годов в США исходили из того, что подводным лодкам придётся действовать в пределах 30-40 миль от побережья СССР, куда американским надводным кораблям ходить будет опасно. А при обнаружении мощных противолодочных сил советского флота американский надводный флот ударами авиации и корабельной артиллерии должен был или потопить или разогнать советские противолодочные корабли действуя под прикрытием палубных истребителей натовских авианосцев. Понятно, что при таком подходе развитие спасательных самолётов было не нужно, а вполне хватало и палубных вертолётов. Ясное дело, что в в то время американские надводные корабли никак не могли действовать по своим планам, но в самих США про это не знали. В Советском Союзе наоборот пришли к пониманию того, что в силу сложившихся обстоятельств основной ударной силой флота становятся подводные лодки. И советские надводные корабли могут не иметь возможности вовремя прийти и спасти экипажи потопленных или повреждённых подводных лодок. Потому нужны принципиально новые спасательные самолёты, которые имели бы возможность спасения экипажей независимо от волнения моря доставляя экипажам потопленных подводных лодок самые современные средства спасения в кратчайший срок. Потому появился великолепный, по рассматриваемому периоду времени поисково-спасательный самолёт "Ту-16С". Он мог быстро найти экипаж гибнущей подводной лодки по работе её аварийного радиобуя, сбросить ему спасательный катер и подвести его к морякам плавающим в воде. В спасательном катере было всё необходимое, включая сухое бельё. Он имел двигатель и мог идти достаточно далеко. После этого самолёт мог навести находящиеся поблизости другие подводные лодки, которые могли провести спасение выживших и сами потом доставить их в базу. Созданный спасательный вариант самолёта "Бе-6" мог сбросить несколько спасательных плотов и спасательных лодок терпящим бедствие, что позволяло им выжить в море, пока их не подберёт другая советская подводная лодка или советский боевой корабль. Это всё позволяло экипажам потопленных советских подводных лодок, с высокой вероятностью, быть спасёнными и вернуться в Советский Союз. Так как у стран НАТО в это время были только старые гидросамолёты, у которых вполне могло не хватить даже дальности полёта для спасения моряков, а также американский палубный вертолёт. Кроме этого терпящие бедствие могли быть спасены корабельными шлюпками с надводных кораблей. Но все находящиеся в районе надводные корабли спасательный самолёт также мог увидеть, и при угрозе людям они были бы быстро потоплены морской ударной авиацией по вызову, не допустив, тем самым, захвата советских моряков в плен. Да, вероятность попадания в плен советских моряков в средствах спасения была. Но всё постигается в сравнении. Экипажи американских и английских подводных лодок были обречены в случае гибели их подводных лодок. Они были обречены или погибнуть или попасть в плен. В этом периоде времени единственным спасательным средством на подводных лодках, как и на советских тоже, были только надувные спасательные плоты. Причём они все были открытыми, а также спасательные жилеты. И если летом в Чёрном и Балтийском морях ещё можно было выжить в тёплой воде в советской операционной зоне, то в Северном Ледовитом океане и Тихом океане для них было без шансов. И даже, если бы натовским силам удалось бы предотвратить захват их в плен советскими кораблями, то они бы всё-равно погибли от голода и переохлаждения. Единственным способом спасения для них была бы только быстрая операция по наведению на них других натовских подводных лодок и спасение выживших ими. Но и при этом быстрое наведение спасательных мил на аварийный радиобуй было невозможным, так как имевшиеся спасательные самолёты и вертолёт не были оснащены устройством наведения на работающие АРБ. А на советских самолётах такие устройства были, и они могли сразу выйти в район нахождения потерпевших. А "Ту-16С", теоретически, с дозаправками в воздухе мог оперировать над громадными просторами мирового океана. В данном периоде времени он был единственным поисково-спасательным самолётом оснащённым устройством дозаправки в воздухе. Чтобы представляли о чём я говорю скажу так: во время Англо-Аргентинской войны 1982 года английские бомбардировщики "Вулкан" летали из Англии для бомбёжек позиций аргентинских войск на Мальвинских островах. Он имеет дальность полёта 9000 километров без дозаправки, и в воздухе их делал несколько. Но в 1950-х годах действия советских. и союзных, подводных лодок в Южной Атлантике не рассматривались, потому возможности "Ту-16С" были достаточными для успешного спасения экипажей подводных лодок в районах их боевых действий.




полная версия страницы