Форум » Подводные лодки » Роль подводных лодок Северного флота в срыве захвата Мурманска в 1941 году » Ответить

Роль подводных лодок Северного флота в срыве захвата Мурманска в 1941 году

Denis_469: Роль подводных лодок Северного флота в срыве захвата Мурманска в 1941 году Ко дню военно-морского флота России, который будет 30 июля в этом году, решил написать небольшой рассказ про то, как подводные лодки Северного флота сорвали германский план "Барбаросса" в части захвата Мурманска, и баз Северного флота в Кольском заливе, а также обеспечили, тем самым, возможность поставки вооружений, техники и прочих грузов со стороны Великобритании и США для Советского Союза. Эта возможность была обеспечена тем, что подводные лодки Северного флота сорвали наступательную операцию Германии по захвату Мурманска. И именно подводные лодки сделали это. А как - про то и текст будет. Просто про это сейчас практически никто не знает, про то, что именно военно-морской флот СССР сорвал план "Барбаросса" в то время, когда советские сухопутные войска откатывались на восток теряя территории и лишая флот его военно-морских баз на Балтийском и Чёрном морях. Итак, 22 июня 1941 года. В составе Северного флота были 3 дивизиона подводных лодок, в которых числились 15 подводных лодок. Много это или мало? Разумеется мало, так как не все подводные лодки будут боеготовы одновременно. Часть подводных лодок должна погибнуть на войне, часть будет повреждена и ремонтироваться. Часть будет на отдыхе. Тогда, как и сейчас, считалось, что только одна, из каждых трёх подводных лодок, будет боеготова и готова к выходу в боевой поход. Ещё одна подводная лодка будет стоять в ремонте и ещё одна будет на отдыхе и пополнении запасов. Это было с одной стороны. А с другой стороны картины было то, что только подводные лодки Северного флота имели опыт реальных боевых действий в Атлантическом океане до начала Великой Отечественной войны. После окончания Финской войны руководству СССР, как и командованию ВМФ СССР, стало предельно понятным, что Великобритания и Франция готовятся напасть на Советский Союз. И потому подводным лодкам Северного флота был дан приказ выйти в море и посмотреть возможности ведения подводной войны против англичан. И советские подводные лодки выходили в боевые походы. Последняя по той программе вернулась в Советский Союз прямо перед нападением Германии на СССР 22 июня 1941 года. Последней лодкой была подводная лодка "Д-3", которая, после возвращения из боевого похода в июне 1941 года пришла в Мотовский залив под видом организационного периода. На лодке проходило срочное пополнение всех видов снабжения и подготовка экипажа к боевому походу против Германии, чьё нападение вот-вот ожидалось, из-за чего подводная лодка и была отозвана из боевого похода в Атлантическом океане. В день начала войны, 22 июня, германские сухопутные войска не были готовы к наступлению на Мурманск в силу того, что не получили полного снабжения всем необходимым. На это нужно было ещё несколько дней, в течении коих должны были прийти морем нужные запасы и. заодно, прийти пополнения в живой силе и технике. Германская авиация имела безусловное численное преимущество в воздухе, а для противолодочной обороны были назначены 2 авиационные группы в составе 40 самолётов (суммарно). Они базировались в северной Норвегии и обеспечивали противолодочную оборону район от Тромсё до границы с Советским Союзом. В силу низкой приоритетности противолодочной авиации для Германии состав авиагрупп постоянно менялся, туда входили как колёсные бомбардировщики наземного базирования, так и различные гидросамолёты. Низкая приоритетность объяснялась тем, что германское командование исходило из того, что флот всегда может запросить ВВС Германии, и те со своих аэродромов пришлют нужное количество самолётов. Потому не было необходимости иметь специализированную противолодочную авиацию, а было достаточно морской авиации вообще с усилением её самолётами военно-воздушных сил Германии. Смысл такой ситуации был и в том, что, как и в СССР, вооружёнными силами руководили авиационные и сухопутные генералы, кои понятия не имели о том, для чего нужна противолодочная авиация, и какой она должна быть. Ну а раз не знали - то её и не было, как таковой. Кстати в Советском Союзе ситуация была аналогичной в силу тех-же причин. И на Северном флоте в 1941 году противолодочной авиации также не было, и также считалось, что для противолодочных действий достаточно только морской авиации. А ситуация с самолётами на Северном флоте была аховая, мягко говоря. Вот например 22 июня 1941 года, в 1-й день войны была увидена переброска германских сухопутных войск по дороге Танафьорд - Киркенес. Данные получила разведка Северного флота. Сама авиация флота нанести удар не могла - в её составе были всего 10 бомбардировщиков "СБ", а этого было слишком мало для удара по скоплению сухопутных войск прикрытых авиацией и ПВО. Кольский полуостров прикрывала 14 армия сухопутных войск, но в её составе был всего 1 полк тех-же самолётов "СБ", и он находился на кандалакшском направлении, потому 14 армия ничем флоту помочь не могла. Потому Северный флот лишь мог следить за переброской германских войск к государственной границе СССР и подготовке немцев к наступлению на Мурманск. Тем не менее начались боевые походы советских подводных лодок на коммуникации Германии. В этот день в море вышли подводные лодки "Щ-401", "Щ-421" и "М-176". Поскольку разведка германских коммуникаций до войны не проводилась, то подводным лодкам предстояло их найти самостоятельно, и самостоятельно атаковать найденные цели. Никакой помощи от авиации флота или надводных кораблей ожидать не приходилось, так как в авиации флота было незначительное количество исправных бомбардировщиков старого типа "СБ", а основу надводного флота представляли всего лишь несколько эскадренных миноносцев. Германия-же могла перебросить в Норвегию тяжёлые и лёгкие крейсера, а также линейные корабли и даже авианосец. Да-да - германский тяжёлый авианосец "Граф Цеппелин" также учитывался как возможный к переброске. Реального его состояния в СССР не знали, но допускали, что корабль уже может быть достроен. Тем более, что перед нападением его увели порта в восточной Германии для достройки и испытаний. Вот такая преамбула была в самом начале войны. Германия своих подводных лодок против СССР не развёртывала, так как захват Мурманска германскими сухопутными войсками считался делом решённым сразу, как они начнут наступление на Мурманск, а Великобритания отправила свои подводные лодки против советского Северного флота по договорённости перед самой войной сделанные через перелетевшего в Англию Гесса. То, что германские сухопутные войска оказались не готовы к немедленному наступлению на Мурманск оказалось их уязвимостью и слабостью, и дало возможность советскому командованию усилить свои сухопутные войска и начать срывать перевозки немцев по морю. В первый день войны этим занялась береговая артиллерия Северного флота, а затем подключились подводные лодки и авиация. 23 июня в боевой поход ушла подводная лодка "Д-3". В этот день германское командование отметило, что всё идёт по плану "Барбаросса" и проблем нет. А проблемы уже появились - вышедшие в море подводные лодки начали приходить на германские коммуникации, а германский флот не был готов к их удару. Позже в этот-же день в боевой поход ушла и "Щ-404". Нужно сказать, что советское командование развернуло свои подводные лодки и на подходах к горлу Белого моря. так как ожидало удара превосходящих надводных сил из линейных кораблей, крейсеров и эскадренных миноносцев по Архангельску и Молотовску. В последнем находился судостроительный завод, где строились линейный корабль и много эскадренных миноносцев проекта 30. И допускалось то, что противник попытается их все уничтожить вместе с заводом. Забегая вперёд могу сказать, что во время войны те корабли достроить не удалось по причине того, что советские войска быстро отступали теряли свою технику, которую требовалось всё время производить, потому металл пошёл не на корабли для флота, а на танки, пушки и прочую технику для сухопутных войск. Бездарное командование сухопутных войск Советского Союза в первом периоде войны помогло Германии ликвидировать угрозу со стороны Северного флота. Строившиеся корабли могли бы усилить Северный флот ещё во время войны, но вооружёнными силами командовали авиационные и армейские генералы, для которых флот был лишним. С началом войны была прекращена работа по созданию базирования для кораблей Северного флота. И это решение было принято ставкой по настоянию Жукова. В 1943 году командующий Северным флотом, давая интервью иностранному журналисту, прямо сказал, что будь у него крейсера и линейные корабли и новые эсминцы он мог бы полностью прервать германские коммуникации у северной Норвегии. Но потом добавил, что базироваться им негде, так как строительство мест базирования было прекращено с началом войны. Для понимания возможностей усиления флота кажу так: строившиеся эскадренные миноносцы проекта 30 должны были начать вступать в строй с конца 1942 года, а первый линейный корабль должен был вступить в строй в 1943 году. В СССР не производилась силовая установка - паровые турбины - для заложенных линейных кораблей, но 1 комплект был получен из-за границы, и находился на подконтрольной территории нам. 406-мм пушки должны были производиться в Ленинграде, но из-за его блокады рассматривалась возможность их производства на заводе на Урале. Но все планы по производству корабельной артиллерии были сразу зарезаны сухопутным командованием, которое требовало себе танки и пушки, и как можно больше. Производство корабельной брони также было прекращено сухопутным командованием. А обращение флота о производстве 76-мм артиллерийских установок для подводных лодок, чтобы на лодках типа "Щ" заменить носовую 45-мм пушку на более мощную, также были отклонены сухопутным командованием, чтобы не загружать заводы левыми флотскими заказами. Обращение о производстве 37-мм автоматов для подводных лодок также было отклонено правившими генералами, вместе с Жуковым. Они ещё как-то согласились на производство тех автоматов для надводных кораблей, а вот подводные лодки могли всегда погрузиться, и потому для них чего-то производить было лишним. Сейчас по телевидению псевдоисторики про это не рассказывают. ибо это неприглядная картина реальности первого полугодия Великой Отечественной войны - 1941 года.

Ответов - 2

Denis_469: Далее я не буду расписывать каждый день войны, а остановлюсь на главных события. 28 июня германские войска перешли в наступление и начали теснить советские войска в сторону Мурманска. К началу июля германские войска вышли к реке Большая Лица и отрезал полуострова Средний и Рыбачий. На реке Западная Лица германские войска были остановлены, так как не были готовы к форсированию реки и не получили нужное для этого оснащение. Его только решено было отправить из Германии на транспортах, и оборудование для форсирования реки ожидалось не ранее чем через месяц, то есть в начале августа. Но попытки германской пехоты форсировать реку, тем не менее, были. Так 6 июля 2 пехотных батальона немцев форсировали реку и добрались до восточного берега реки, но были сброшены в воду, так как пехота без танков имеет большие проблемы с удержание плацдарма на берегу, а средств для переправки танков поставлено вовремя не было. Германские подразделения участвовали в боях за Норвегию, где германский военно-морской и транспортный флоты обеспечивали их переброску морем. тут такого не было, а необходимости форсирования рек в боях за Норвегию немцы не имели. Потому оснащение для переброски техники через реки ими затребовано не было. Тем не менее немецкие войска пытались героически форсировать реку и захватывать плацдармы на её восточном берегу, но каждый раз сбрасывались советскими войсками в реку. Немцы долго и терпеливо ждали понтонно-мостовые конструкции для форсирования реки Западная Лица. Но везение было не на их стороне. Германский транспорт "Monsun", привезший эти понтонно-мостовые конструкции успешно пришёл в Лиинахамари. И стал к причалу под выгрузку. Вроде бы вот оно - германское счастье: ждали, ждали и дождались. Теперь можно будет форсировать реку Западная Лица и продолжить наступление на Мурманск. Но звёзды были не на стороне немцев. 21 августа советская подводная лодка "М-172" пришла в порт Лиинахамари, и торпедировала транспорт "Monsun". Торпеда попала в трюм, где находились не выгруженные понтонно-мостовые конструкции. И попадание торпеды повредило тот транспорт, заодно уничтожив долгожданные понтонно-мостовые конструкции немцев. Им буквально нескольких часов не хватило, чтобы разгрузить транспорт и выгрузить с него нужное и долгожданное. Снова наступление немцев с форсированием реки Западная Лица оказалось невозможным. А тем временем ситуация на фронте советским командованием рассматривалась как критическая. 15 июля 2 полка германской пехоты, поддержанные артиллерией, успешно форсировали реку Западная Лица и взяли плацдарм на восточном берегу отбив атаки советских войск. По мнению военного совета Северного флота в связи с возможностью дальнейшего наступления немцев и отсутствием обороны до Кольского залива базирование флота в нём было невозможным. Резервов у 14 армии также не было, и ничем помочь в ликвидации немецкого плацдарма она не могла. 16 июля на плацдарм шла переброска германских пехоты и лёгкой артиллерии. Резервов у флота не было, потому допускалось, что советские войска начнут отступать к Кольскому заливу. Командование флота сообщало в Москву, что из назначенных им мобилизованных на флот не прибыло никого - все резервы забирало себе армейское командование, и флоту не оставалось ничего. Вообще никаких людских пополнений частей 52 стрелковой дивизии и морской пехоты. На сухопутный фронт отправляли всех моряков, кроме самых необходимых. Из-за отсутствия мобилизованных флот имел большие проблемы с укомплектованием новых мобилизованных кораблей. Насчёт вооружения можно сказать так: флот отдал всё стрелковое оружие, вместе с боезапасом со своих складов, а также снял всё, положенное по штату, стрелковое вооружение со всех своих надводных кораблей, вместе с боезапасом, и также отдал его на сухопутный фронт. Дело доходило до того, что Северный флот не получал даже стрелкового вооружения в первые месяцы войны. Армейские генералы, во главе с Жуковым, делали всё, чтобы помочь Германии побыстрее разгромить советские войска на Кольском полуострове и захватить базы флота и город Мурманск. Жуков такое успешно провернул на Балтийском и Чёрном морях, теперь пытался провернуть это-же и в Баренцевом море. А те, кто думают иначе, просто не знают предвоенных учений 1940 года. Когда Жуков играл за советские войска на новой границе, а генерал Павлов играл за немецкие войска. В итоге учений был получен тот-же результат, что и был в реальности. Павлов предложил отвести советские войска на старую границу оставив в районе новой только силы прикрытия, чтобы избежать разгрома. Жуков отказался, и Павлов остался командовать западной группой войск. Он прекрасно знал, что будет, когда война начнётся. И что у советских войск нет шансов отразить удар немцев. И Жуков это-же знал. И знал прекрасно, что советские войска будет ждать разгром в первые дни войны. Но Жуков ничего не предпринял, чтобы исправить ситуацию и выполнить указания Павлова по более оптимистичному размещению советских войск. И после разгрома советских войск, когда судили Павлова, он указал, что жуков прекрасно знал про будущий разгром советских войск. но ничего не предпринял для его предотвращения. Но тут играла роль близость Жукова со Сталиным. Потому, если бы суд принял правоту Павлова, то расстрелять нужно было бы Жукова. А Сталин Жукова ценил, потому решил расстрелять Павлова. Современные псевдоисторики такое по телевизору также не расскажут. Сейчас любая информация про предвоенные учения 1940 года запрещённая тема. Причина этого в Специальной военной операции на Украине. Уж очень много общего было у тех учений с СВО. Ну да ладно - возвращаюсь к теме боевых действий. 23 июля на восточном берегу реки Западная лица немцы расширили плацдарм, и там были уже части 2-й и 3-й горноегерских дивизий германской армии. Пехота с лёгкой артиллерией. Советские войска ещё сдерживали натиск немецких войск. а те не могли усилить свои войска танками и тяжёлой артиллерией - не было понтонно-мостовых конструкций для форсирования реки Западная Лица. Я думаю, что все читающие понимают критическое состояние фронта на Кольском полуострове летом 1941 года. На помощь подразделениям Северного флота пришла и 14-я армия, но у ней уже также не было резервов. Северный флот собирал все возможности, чтобы увеличить количество своих сухопутных подразделений. Так 2 строительных батальона флота были переименованы в стрелковые, и вооружены чем придётся, после чего 1 остался оборонять Полярный, а другой уехал на фронт на реке западная Лица. Думаю, что все понимают, что если из военных строителей начали формировать боевые подразделения - значит на фронт отправлять было уже не кого. Фронт держался на волоске от развала. И этим волоском были понтонно-мостовые конструкции германской армии, кои те ждали с начала войны, и кои должны были вот-вот прийти. Наведи немцы переправы через реку - советская оборона бы рухнула. Мурманск мог быть захвачен. Поставки по Ленд-Лизу стали бы невозможными. Действия на германских коммуникациях бы прекращались, так как Кольский залив незамерзающий, а Северный флот пришлось бы перебазировать в замерзающие базы, откуда он не мог бы действовать зимой. 26 июля советские войска начали медленный отход от реки Западная Лица под интенсивным артиллерийским огнём немцев. Причина отступления была проста: в войсках были большие потери, а их замещение резервами не проводилось, потому сухопутные войска теряли боеспособность, что и приводило к отступлению. Надо сказать, что советское командование знало о переброске грузов для немцев, и советская авиация бомбила корабли в портах и в море, но долгожданные понтонно-мостовые конструкции под удар ещё не попали. Они только шли морем из Германии. 30 июля войска 14-й армии начали наступление на 2-ю и 3-ю германские горноегерские дивизии на восточном берегу реки Западная Лица. Их нужно было любой ценой сбросить в реку и ликвидировать плацдарм, так как скоро ожидалось прибытие долгожданных немцами понтонно-мостовых конструкций. Все прекрасно понимали, что если немцы наведут переправу через реку, то удержать позиции советским войскам станет невозможно. Советское наступление не удавалось, потому 8 августа Северный флот начал выделение сил для обороны главной базы флота - Полярного. После провала советского наступления и прибытия германского груза советские войска уже не могли удержать фронт и будут вынуждены отступить к Кольскому заливу. Для обороны базы вооружали флотских строителей, а также всех военных моряков, каких можно было найти в базе, кроме экипажей кораблей и авиационных частей. Срок готовности был установлен к 10 августа. Войска вооружали все, чем придётся, всем, что удавалось найти где угодно. 16 августа германское командование направило уведомление своим военно-воздушным силам, что бомбёжка мурманских верфей запрещена, так как город скоро будет захвачен германскими войсками и они нужны целыми. Это было в связи с тем, что указанный выше германский транспорт "Monsun", с грузом понтонно-мостовых конструкций, уже приближался к Лиинахамари. Ему оставалось идти всего несколько дней, потому немецкой авиации запретили бомбить верфи города Мурманск. В том, что немцы, после наведения переправы, успешно продолжат наступление в Берлине не сомневались. Нужно было лишь дождаться прихода нужного на фронт и навести переправу через реку. 21 августа германский транспорт "Monsun" пришёл в порт. То, чего так долго ждали свершилось - наконец-то заказанные понтонно-мостовые конструкции пришли из Германии. Осталось их разгрузить и построить переправу через реку. Но немцам оказалось не судьба сделать это. В этот-же день порт посетила советская подводная лодка "М-172", и торпедировала долгожданный "Monsun". Торпеда разломала все понтонно-мостовые конструкции в трюме, и повредила само судно. В результате этой атаки германское командование снова запросило из Германии поставку понтонно-мостовых конструкций для форсирования реки Западная Лица. Заодно, поняв, что будет уже холодно, запросило из Германии и зимнюю одежду для своих войск. По плану "Барбаросса" Германия планировала захватить Мурманск до осени, потому германские войска имели лишь летнее обмундирование. А бои затягивались, судя по всему, до зимы, потому требовалось зимнее обмундирование войскам. Его также обещали прислать вместе с новым заказом. А тем самым 21 августа части 2-й и 3-й германских горноегерских дивизий продолжали удерживать плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица. Они не давали советским войскам сбросить себя в море, но и сами не могли дальше наступать из-за отсутствия танков и тяжёлой артиллерии.

Denis_469: В рамках подготовки к зимней кампании германским войскам отправлялись различные грузы, в том числе и разборные зимние бараки-казармы для войск. Иначе как провидение нельзя назвать то, что следовавший из Германии транспорт "Ottar Jarl" встретился с советской подводной лодкой "Щ-422". После попадания торпеды германский транспорт затонул. Разборные зимние бараки-казармы для германских войск на севере везли прямо на нём. В результате германские войска попрощались с возможностью зимовать в более-менее комфортных условиях. И случится это 12 сентября 1941 года. На Кольском полуострове в это время уже холодно, и летнее обмундирование спасает от холодов не сильно. Но германские войска продолжали ждать зимнюю аммуницию и заказанные новые понтонно-мостовые конструкции. А тем временем наступило 30 августа. Германские войска получили ещё одну свежую горноегерскую дивизию для прорыва советского фронта в сентябре. Командование Северного флота сообщало, что войска 14-й армии понесли потери, не получали пополнения и оружия было недостаточно. Для удержания Кольского залива нужна была. как минимум, ещё одна свежая дивизия. Потому Москву просили её дать флоту и 14-й армии. Ситуация продолжала оставаться критической: германские войска держали плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица и ожидали только доставки из Германии новых понтонно-мостовых конструкций и зимней аммуниции, так как свежая дивизия также имела только летнюю форму. 2 сентября военный совет Северного флота сообщил о наличии резервных частей: 12-я бригада морской пехоты сформирована. 5576 человек личного состава. Вооружение 1800 автоматических винтовок. Для остальных оружия нет. Сухопутная оборона Полярного - 2000 человек. Все вооружены винтовками. Флотский экипаж в Мурманске - 700 человек. Огнестрельного вооружения не было. (Всех вооружили кортиками и ручными гранатами). Учебный отряд на Соловецких островах - 1200 человек. Для них были 1300 винтовок. Добровольцы набранные в частях флота - 500 человек. Для них нет оружия. В сентябре ожидались в Мурманске 540 человек пополнения и в Архангельске ещё 3300 человек пополнения. Для них всех оружия не было. Как вам картина происходящего? Не хорошая. Вот подводные лодки срывают поставки из Германии, но сколько такое ещё продлится? Один прорвавшийся германский транспорт с понтонно-мостовыми конструкциями и всё - фронт рухнул. Бои за Мурманск и Полярный. А наши резервы - вот они. Для них нет даже винтовок. 4 сентября военный совет Северного флота донёс в Москву, что отказ Москвы в выделении резервов 14-й армии делает невозможным удержание Кольского залива советскими войсками. 8 сентября германские войска начали новое наступление пехотой и смогли вклиниться в оборону до 5 километров, но были отброшены назад на 2,5 километра. Немцы старались наступать пехотой, при поддержке лёгкой артиллерии. Но им были нужны танки. А их переправить пока не могли. 12 сентября ситуация стала сверхкритической: германские войска прорвали оборону советских войск и начали наступать в направлении Ура-губа - Полярный. В Полярном начали укреплять сухопутную оборону базы как могли. Но у немцев оставалась проблема - не было переправы через реку Западная лица для танков и тяжёлой артиллерии. Всё нужное успешно везли из Германии на транспорте "Aldebaran". Он вёз и зимнюю аммуницию для войск, и заказанные понтонно-мостовые конструкции. 13 сентября немецкое наступление было остановлено, но 14 сентября возобновилось снова. Советские войска держались из последних сил надеясь только на чудо. В этот день германские войска, из подручных средств навели 2 переправы через реку Западная Лица. Но воспользоваться ими не смогли. В этот-же день они были уничтожены попаданиями авиационных бомб. Летали 9 самолётов "СБ". Несмотря на прикрытие ПВО и истребителями германские переправы были успешно разбомблены. Ситуация снова разрядилась, но ненадолго. 15 сентября потери немцев оказались громадными: убитыми и ранеными составляли 70% личного состава. Потому для усиления наступления была переброшена свежая пехотная дивизия из Германии. Но она также столкнулась с отсутствием переправы через реку Западная Лица, из-за чего её пройти смогли лишь пехота и лёгкая артиллерия. Танки и тяжёлая артиллерия остались на западном берегу реки. 18 сентября германское наступление закончилось. Германские войска смогли потеснить советские в ряде мест на 2-3 километра, но и только. Потери среди пехоты были громадными, а артиллерийская поддержка ослабевала, так как средняя и тяжёлая артиллерия остались на западном берегу реки Западная Лица. Танков также не было. Так наступать нельзя, потому наступление и остановилось, чтобы дождаться прихода грузов из Германии. 26 сентября явился эпохальным днём для немцев. Германский транспорт "Aldebaran" пришёл в порт и стал под разгрузку. На нём было всё то, чего немцы так долго ждали. И средства для постройки переправы через реку, и зимняя форма для войск. В этот-же день германские войска возобновили наступление, чтобы отогнать советские войска от места наведения переправы и лучше её прикрыть от ударов с воздуха. Только вот незадача случилась с немцами - их снова посетила птица обломинго. По странному стечению обстоятельств германский порт в этот-же день посетила советская подводная лодка "М-174", которая успешно торпедировала германский транспорт "Aldebaran". Ну как все поняли торпеда снова попала очень удачно - в трюм, где были понтонно-мостовые конструкции. И снова они были уничтожены ещё до выгрузки на берег. Зимняя форма на судне не пострадала, но была потеряна, частично, на другом германском транспорте "Mimona", который также был торпедирован в порту той-же советской подводной лодкой. В результате снова ничего не вышло у немцев. Из-за потери значительной части зимней формы для войск они снова были заказаны в Германии, которая сообщила о том, что скоро пришлёт. Как все понимают - слово скоро на войне весьма растяжимо по срокам. А был уже конец сентября. И было уже холодно для германских войск в летней форме. Германские войска начали терять боеспособность из-за болезней и обморожений. А их избежать было невозможно из-з наступления зимы и холодов, от которых летняя форма никак не спасала. Позже в тот-же день германские войска на восточном берегу реки Западная Лица получили приказ на отход на западный берег реки, и начали его выполнение. Из-за приближающейся зимы, и отсутствия переправы через реку снабжение германских войск на восточном берегу реки было крайне затруднено, и чтобы не потерять свои войска немцы начали их отвод с восточного берега реки Западная Лица. Можно считать это совпадением с атакой советской подводной лодки и её результатом, но, по моему мнению, это вещи взаимосвязанные. Так как немцы рассчитывали на наведение переправы через реку, а снова потеряв понтонно-мостовые конструкции уже не имели время на их очередной заказ и получение. Правда на всякий случай в район Петсамо белы переброшена очередная германская горноегерская дивизия, 6-я. Ей предстояло развить успех немецких войск, если он где наметится. 27 сентября германские войска завершили отступление с восточного берега реки Западная Лица и укрепились на её западном берегу. Немецкие войска начали ждать зимнее обмундирование для ведения боёв зимой. Оно уже шло из Германии, но доходило не всё. Но то, что немцев не стало на восточном берегу реки ещё не означало успехов советских войск. У них банально не оставалось войск. 4 октября Северный флот был проинформирован о том, что вопрос с выделением всего 1 дивизии 14 армии дошёл до Сталина, он его одобрил, но выделения дивизии не будет из-за отсутствия свободных дивизий. Флот должен продолжать защищаться самостоятельно. Сухопутные войска, и генерал Жуков, продолжали делать всё для победы Германии на Кольском полуострове. Но ситуация продолжала улучшаться, для наших войск, тем не менее. Дело всё было в наступившей зиме. Советские войска имели зимнее обмундирование все. А у германских войск это было лишь в небольшой части. Находящиеся в летней форме германские войска несли большие потери от болезней и обморожений. И ударную силу потеряли. С 11 октября не было и речи о возобновлении наступления до получения зимней формы. 20 октября военные советы 14-й армии и Северного флота получили приказ об увеличении активности против немцев. Причинами были наступившая ранняя зима и большие холода. из-за чего немцы начали греться у костров в летней форме и терять боеспособность. Транспортировка грузов по земле замедлилась из-за заноса снегом дорог и неготовности германских войск к наступлению зимы и расчистки дорог. 21 октября Северный флот получи очередную директиву от командования Карельским фронтом о боевом применении авиации флота против наземных целей. В виду чего сообщил тем командующим, что на Северном флоте остались всего 9 бомбардировщиков "СБ", и флот должен ещё вести действия над морем. Это просто как показатель того, как армейские генералы руководят флотами. Во время нынешней СВО всё идёт также. 27 октября командование Карельским фронтом решило наказать Северный флот за отказ от выполнения его приказов и решило забрать у флота 1 дивизию себе, в Карелию. То, что будет с обороной баз флота, и Кольского залива, генералов не интересовало совсем. Потому Северный флот сообщил, что немцы провели ротацию, и вместо потрёпанных 2-й и 3-й горноегерских дивизий на фронт вывели свежую 6-ю горноегерскую дивизию. И её наступление разом обрушит наш фронт и приведёт к потере Полярного и Мурманска. И потому просил ту дивизию у флота не забирать. Наступление немцев на Мурманск ожидалось после получения зимнего обмундирования, так как 6-я дивизия немцев также прибыла в летней форме. Зимняя поступала туда в небольших количествах, но 5000 полушубков шли на транспорте в Киркенес. Их и ждали. Ждать - ждали. Только не дождались. Зимняя форма была погружена на 2 транспорта: германский "Bretagne" и шведский "Rigel". Суда шли независимо друг от друга, чтобы не потерять их оба в атаке по одному конвою. Но ирония судьбы заключилась в том. что 9 ноября оба транспорта были повреждены советскими подводными лодками, а их груз был затоплен, и полушубки пропали вместе с зимней формой для германских войск. да, транспорты пришли в порты, и груз с них был выгружен, но по назначению он использоваться уже не мог. Морская вода испортила зимнюю форму немецких войск и привела её в негодность. В тот-же день из Германии были заказаны ещё 30000 (тридцать тысяч) полушубков и комплектов зимней формы. Срочно, вне всякой очереди. Про это известно из радиоперехватов германских войск, которые так и не дождались тех самых 8000 полушубков. Но про это позже. А пока наступила зима, установились морозы. Германские войска в летней форме, по большей части, грелись у костров и несли санитарные потери от болезней и обморожений. 6-я дивизия держала оборону ожидая наступления советских войск, а 2-я и 3-я дивизии находились в тылу и полностью потеряли боеспособность. Для остатков их сил также не было зимней формы одежды. Заказ был большой, потому времени на его изготовление потребовалось много. И всю зиму его делали. До начала 1942 года. А затем погрузили на транспорт и отправили его по назначению. Но 18 января 1942 года германский транспорт "Mimona", полностью загруженный германской зимней формой одежды в 30000 комплектов, сел на мель. Вроде не беда, но германское невезение продолжилось. 19 января, то есть на следующий день, судно было обнаружено и атаковано советской подводной лодкой. К тому времени возле него были ещё 2 судна - они должны были частично разгрузить и стащить транспорт с мели. И вот советская подводная лодка "К-22" расстреляла их всех артиллерийским огнём. Вся зимняя форма одежды для германских сухопутных войск на Кольском полуострове погибла в огне и морской воде. Вот как описан результат очевидцами из радиоразведки: "А вчера наши радиоразведчики перехватили любопытный разговор по поводу того, что вёз, да не довёз, до места назначения утопленник. Товарищ Визгин, - обратился он к начальнику разведотдела - расскажите присутствующим, о чём они там беседовали. - Их сухопутное начальство - улыбаясь, сказал П. А. Визгин, - вовсю клянёт морское по этому поводу. Полушубки вёз тот транспорт. Тридцать тысяч полушубков. Они для егерей в эти морозы поважнее любого оружия. А теперь, по милости Котельникова, мёрзнет целая армия. Горькими слезами рыдают фрицы..." Так что очередные планы немцев по наступлению зимой снова провалились успешно. Из-за не поставки зимней формы для сухопутных войск Германии снова их боеспособность обнулилась. Нет, немцы упёртые, и снова заказали и зимнюю форму одежды, и понтонно-мостовые конструкции, в Германии для наступления на следующий год. Но когда они то, наконец-то, получили ход войны уже изменился. Советские Северный флот и 14-я армия получили свежие подкрепления и пополнения войск и техники. Новые танки и самолёты. Новую артиллерию. И никакой возможности у германских войск снова форсировать реку Западная Лица, и захватить Полярный и Мурманск, у них уже не было даже в теории. Благодаря действиям советских подводных лодок было сорвано полностью германское наступление 1941 года летнее. И предотвращено зимнее наступление зимой 1941-1942 годов. А то, что немцы всё-таки получили заказанное из Германии - то, потом, роли уже не играло. Шёл 1942 год. Война изменилась, и возможности для форсирования реки уже не было. А зимой 1942-1943 годов у немцев уже не было также шансов на наступление. Даже несмотря на получение зимней формы одежды для всех своих сухопутных войск. А критический момент для Советского Союза, в войне с Германией, советские подводные лодки обезопасили. Можно долго гадать по поводу что так случилось само, но я могу сказать, что сами по себе даже кошки не рождаются. И советское командование знало о действиях немцев, и о том на каких судах и чего везут. Можно долго говорить о том, что советские подводные лодки топили мало, и перевозки у немцев шли активно и почти без потерь. Но на войне главное, чтобы противник не получил критическое. В нашем случае им были понтонно-мостовые конструкции для организации переправы через реку Западная Лица летом и осенью 1941 года, и зимняя форма одежды для зимы 1941-1942 годов. Без этого немецкие войска не могли успешно выполнять свои задачи. А советская разведка узнавала какие корабли и чего везут - на них охота и шла. Война показала, что Северный флот сумел выполнить свою задачу и уничтожить ценный груз до его попадания на фронт. А когда и как он был уничтожен - это не важно. Для результата груз не должен был дойти до войск противника на фронте. Он и не дошёл.



полная версия страницы