Форум » Подводные лодки » Обнаружение неизвестной подводной лодки японским эсминцем "Atago" » Ответить

Обнаружение неизвестной подводной лодки японским эсминцем "Atago"

Denis_469: 13 сентября 2008 года находящийся в море в районе префектуры Кочи японский эскадренный миноносец "Atago" обнаружил перископ подводной лодки на дистанции 1 километр от корабля. Низкочастотная станция не имела контакта с лодкой в это время. После обнаружения перископа была включена гидроакустическая станция в высокочастотном режиме, которая обнаружила в указанном месте подводную лодку. После обнаружения подводная лодка ушла от преследования. Теперь коротко о корабле - новейший эскадренный миноносец УРО японского флота. Для обнаружения подводных лодок имеет новейший американский гидроакустичекий комплекс "AN/BQQ-89" в составе подкильной гидроакустической станции "OQS-102" производства фирмы NEC и буксируемой гидроакустической станции "OQR-2" производства фирмы Oki. Последняя станция сделана в японии по американской лицензии и является японской копией американской гидроакустической станции "SQR-19A(V) TASS". Все станции низкочастотные.

Ответов - 1

Denis_469: В связи с этим фактом стоит рассмотреть возможное противостояние подвдной лодки КНДР и указанного японского эскадренного миноносца УРО (фактически лёгкого крейсера). Просто как рассмотрение возможности успешных (или не успешных) боевых действий корейской средней подводной лодки в современных условиях имея в качестве противников современные противолодочные корабли. Первоначальные условия: Подводная лодка проекта 033 идёт на глубине 40 метров. Скорость 2,14 узла (под электродвигателями подкрадывания). Заряд батареи 80% от ёмкости (заряд закончен несколько часов назад). Гидроакустический комплекс принят аналогичным "Арктика-М" стоявшему на лодках советского проекта 633. Остальное радиотехническое вооружение также будет считаться как аналогичное по характеристикам тому, что стояло на советских подводных лодках. Задача лодки - уничтожение всех кораблей. эскадренный миноносец УРО "Atago". Корабль оснащён гидроакустическим комплексом "AN/BQQ-89" в составе подкильной ГАС "OQS-102" и буксируемой ГАС "OQR-2". Весь гидроакустичекий комплекс является японской копией американского комплекса ставящегося на американские эскадренные миноносцы УРО типа "Бёрк". Корабль находится в противолодочном дозоре с основной задачей поиска и уничтожения подводных лодок. В обоих случаях боезапас условно считается не израсходованным и полным. Характеристики гидроакустической станции подводной лодки проекта 033: Дальность шумопеленгования без автоматического сопровождения по кораблю такого тоннажа более 23,15 км дальность шумопеленгования с автоматическим сопровождением цели по кораблю такого тоннажа 23,15 км Это данные для лодки идущей в подводном положении на близкой (50 метров) глубине к указанной в первоначальных (40 метров) условиях и идущей на скорости 12,5 узлов (вместо указанных в первоначальных условиях 2,14 уз). В силу того, что при снижении скорости подводного хода с полного до самого малого резко снижаются шумность лодки и гидроакустические шумы можно принять увеличение дальности обнаружения станции корейской лодки на скорости 2,14 узла в режиме шумопеленгования и автоматическом сопровождении цели как 35 километров. В дальнейшем при рассмотрении вариантов дальность гидроакустического обнаружения будет варьироваться в зависимости от скорости и гидрологических условий в каждой конкретном случае. Гидроакустическая станция AN/SQR-19A (V) (в её аналоге OQR-2) имеет следующие характеристики: Дальность обнаружения подводной лодки в идеальных гидрологических условиях и при минимальной скорости буксировки составляет 100 км. Станция низкочастотная и имеет минимальную глубину обнаружения 50 метров. В исходных условиях антенна буксируется на глубине 250 метров под слоем скачка. Характеристики дальности будут меняться в зависимости от ситуации. Гидроакустическая станция "AN/SQS-53C" (после её модернизации и перевода на цифровую осову) имеет дальность обнаружения подводной лодки в идеальной гидрологии и режиме ШП 18 км. В режиме гидролокации 15 км. Также есть режим гидролокации с использованием донных отражений. Дальность обнаружения составляет 63 км в идеальных условиях. Ещё раз - это только гипотетическое сравнение возможностей сторонв некоторых условиях. Итак вариант: Дело в открытом океане. Глубина 4-5000 метров, первый слой скачка 80 метров, второй 140. Температурный градиент первого скачка -5 градусов, второго +1,5 градуса. Течение в районе отсутствует. Волнение моря 5 баллов (высота волны средняя 2 метра). Постороннее судоходство и помехи в виде транспортных судов отсутствуют в районе. Корабль идёт на скорости 10 узлов имея работающей подкильную станцию на режим гидролокации и буксируемую на режим шумопеленгования. Глубина буксировки буксируемой антенны 250 метров. Подводная лодка идёт на скорости 2,14 узла имея гидроакустическую станцию в режиме шумопеленгования. Глубина 40 метров. Заряд батареи 80% от ёмкости. Оружие здесь специально не описывается. Первоначально корабль и лодка не знают о наличии друг друга, но предполагают это. В исходных условиях изначально надводный корабль находится в не самых выигрышных условиях. Потому что на море воление 5 баллов и корабль качает. Из-за качки корабля буксируемая антенна также не стабильна и она может отклоняться от курса до 5 градусов по направлению, до 7 градусов по глубине, вибрирует и вращается вокруг своей оси хаотически. Кроме того, между буксируемой антенной и подводной лодкой находятся 2 слоя скачка, причём верхний достаточно явно выраженный по скачку температуры. Подкильная ГАС также качается вместе с кораблём в корпусе которого она установлена. Из-за небольшой качки дальность обнаружения уменьшается примерно на 20% и составляет в данном случае 14,4 км. Что касается подводной лодки, то она находится в заранее выигрышном положении. Между подводной лодкой и буксируемой антенной находятся 2 слоя скачка, причём разнонаправленных (один на отрицательную температуру, другой на положительную). Подводная лодка идёт в малошумном режиме имея в виде основных источников шумов 2 электродвигателя подкрадывания, гирокомпас и 2 гребных винта. В виде спорадических шумов - общение экипажа лодки и перекладку рулей. На её стороне также волнение моря которое создаёт шум во всех диапазонах и маскирует (при определённых условиях) шумы лодки. Итак, имея некоторые статистические данные по дальности слышимости гидролокаторов можно сказать, что дальность слышимости гидролокаторов работающих в режиме гидролокации очень грубо может быть оценена как 2 дальности обнаружения. Подводная лодка и эскадренный миноносец сближаются. На дистанции примерно 29 километров на лодке будет обнаружена работа гидролокатора эскадренного миноносца. В это самое время из-за движения лодки на небольшой глубине в малошумном режиме и хорошего волнения моря, вкупе с 2 слоями скачка буксируемая гидроакустическая антенна не сможет обнаружить ещё лодку. К тому времени подводная лодка уже имеет на гироакустике отметку цели которую она ведёт в автоматическом режиме на сопровождении с дистанции 35 километров. После первичного обнаружени цели в связи с несовершенством гидроакустики лодки она ещё не будет иметь возможность провести классификацию цели и будет сближаться. На дистанции 29 километров, из-за работы гидролокатора, цель классифицируется как противолодочный корабль. Всё это время лодка идёт на глубине 40 метров, что меньше минимальной глубины обнаружения буксируемой антенны в 50 метров. После этого лодка выходит на глубину 9-10 метров для осмотра в перископ и проверки надводной обстановки станцией РТР. В это время расстояние до эскадренного миноносца составляет примерно 27 километров. С помощью станции РТР лодка определяет работу радиолокационных станций и получает подтверждение того, что целью является противолодочный корабль. Из-за большой дистанции и хорошей высоты волны обнаружение перископа и станции РТР радиолокацией малореально и будет принято, что они обнаружены радиолокаторами эскадеренного миноносца не были. После изучения ситуации перископ и станция РТР убираются. В это время дальность до эскадренного миноносца составляет примерно 26 километров. Цель уже удерживается на слежении гидроакустическим комплексом и по ней уже выработаны все данные для стрельбы. В это самое время эскадренный миноносец ещё не обнаружил подводную лодку по той причине, что она находится за пределами дальности обнаружения подкильной станции и буксируемая антенна также не может обнаружить лодку идущую на перископной глубине и маскирующуюся шумами моря. Дальнейшие действия подводной лодки будут уже определяться командиром лодки. Как вариант 1 может быть решение продолжать сближение до дистанции 20 километров в малошумном режиме на перископной глубине и затем стрелять. В этом случае лодка будет сближаться до того, как дистанция составит 20 километров и после этого выпускает 1 торпеду "CHT-02D" (пусть будет она). Торпеда электрическая и сильно не шумит, потому в условиях такого волнения моря и того режима работы гидроакустики эскадренного миноносца она обнаружена не будет. Потому что подкильная станция работает в активном режиме, а ЭПР торпеды небольшое и весьма вероятно, что она сможет пройти необнаруженной. В силу условия, что подводная лодка и корабль сближаются на встречных курсах торпеда может и не навестись на буксируемую торпедную ловушку. Но даже если она и будет наводиться на неё, то практически в любом случае обязана будет пройти под кораблём и взорваться под ним. В такой ситуации эскадренный миноносец сможет узнать о наличии подводной лодки только если обнаружит торпеду сам и/или получит попадание торпеды. Как вариант 2 командир лодки может принять решение о том, что она продолжает идти на прежней (40 метров) глубине и продолжать поиск транспортов в ожидании того, что эскадренный миноносец не обнаружит лодку. После сближения на расстояние менее 14 км подкильная гидроакустическая станция эскадренного миноносца обнаружит подводную лодку и она будет сразу же атакована. При этом для уклонения от противолодочных торпед лодке придётся начать активно маневрировать и начать сильно шуметь, если же она пойдёт в глубину, то уже после прохождения 1 слоя скачка будет обнаружена буксируемой станцией. Дальше всё зависит от обученности командиров подводной лодки и эскадренного миноносца. Как вариант 3 командир лодки может решить уйти в глубину. После этого как только лодка направится в глубину и пройдёт глубину 50-60 метро она будет обнаружена буксируемой гидроакустической антенной которая передаст данные на эскадренный миноносец. В силу особенностей буксируемых станций точное целеуказание для применения оружия они не дают и потому эскадренный миноносец увеличивает скорость и направляется к лодке для её атаки. Дальше всё зависит от степени обученности экипажей и командиров. В виде итога для подводных лодок проекта 033 военно-морского флота КНДР в случае войны с США можно рекомендовать движение на глубинах от перископной до 30-40 метров в малошумном режиме используя особенности буксируемых антенн и шумовой фон от волнения моря для маскировки. В случаях обнаружения противолодочных кораблей использовать элемент внезапности и первичного упреждения и атаковать торпедами с дистанции 15 км и более, не сближаясь до проведения атаки на расстояние менее 15 километров. По боевым кораблям стрелять электрическими торпедами, поскольку это позволяет не демаскировать лодку при стрельбе и до самого последнего момента позволяет противолодочным кораблям оставаться в неведении о применении по ним оружия.



полная версия страницы