Форум » Подводные лодки » Перспективы развития подводных лодок » Ответить

Перспективы развития подводных лодок

Denis_469: Небольшое и краткое исследование темы перспективных подводных лодок. По подводным флотам входящим в первую пятёрку по боевой мощи. 1. Задачи подводных лодок. В данном пункте можно отметить, что у подводных лодок в настоящих условиях нет единых и конкретных задач. Они варьируются в зависимости от страны в которой находятся на вооружении. Так в отношении подводных лодок России можно сказать, что их основной задачей является борьбы на море с кораблями и подводными лодками противника. Из-за количественного превосходства НАТО в надводных кораблях и подводных лодках других задач ставиться перед российским лодками не может. Естественно это не касается тут, как и в других странах где они есть, статегических подводных лодок. Кроме того, огромные торговые флота стран НАТО и контролируемых ими стран также вынуждают использовать подводные лодки для борьбы с торговым судоходством. Для подводных лодок США основной задачей наоборот является нанесение ударов по берегу и проведение специальных операций. Это обуславливается тем, что американский надводный флот самый мощный в мире и нет никакой необходимости привлекать подводные лодки для борьбы с кораблями противника в основной массе случаев. Конечно могут быть районы, где американские надводные корабли и авиация не смогут действовать эффективно, но таких вариантов мало и потому действия американских подводных лодок против кораблей или лодок будут глубоко вторичными. Противолодочные действия американских подводных лодок не могут быть рассмотрены как главная задача для них. Для подводных лодок Китая основной задачей будет противодействие американскому флоту в Тихом и Индийском океанах. Их основной целью будет борьба с судоходством и надводными кораблями и подводными лодками США и их союзников. Для подводных лодок КНДР основной задачей является нарушение судоходства США и их союзников в Тихом и Индийском океанах. Собственно весь подводный флот КНДР заточен для выполнения этой задачи. Для подводных лодок Англии в настоящее время как таковых задач нет, пожалуй кроме показа флага. В случае войны они скорее всего будут использоваться по мере необходимости для выполнения различных задач как то, противолодочные действия, диверсионные операции или удары по берегу. 2. Развитие конструкции лодок. Самые первые подводные лодки были примитивными с сегодняшней точки зрения кораблями. Они были однокорпусными, одновальными безотсечными лодками способными погружаться на небольшую глубину и имевшими крайне слабое вооружение. Но эволюция лодок была стремительной и к 1914 году некоторые страны мира имели уже вполне боеспособные подводные лодки. Итогом первой мировой войны стало обнуление боевой ценности однокорпусных, одновальных безотсечных подводных лодок не имеющих артиллерийского вооружения и имеющих глубину погружения менее 50 метров. Иначе говоря - однокорпусные лодки имели крайне низкую боевую и навигационную живучесть. Из-за большого времени срочного погружения которое только к 1918 году в отдельных странах было доведено до 60 секунд с первоначальных 240-300 секунд приводило к частому попаданию лодок под артиллерийские обстрелы. В этом случае двухкорпусные лодки имели большую боевую живучесть и были случаи, когда возвращались германские лодки имея по 5-7 попаданий 76 - 102-мм снарядов. Для однокорпусных лодок попадания даже 1 снаряда такого калибра было смертельным. Кроме того, двухкорпусные лодки имеют больший запас пловучести и во время войны лодки успевали всплывать часто для спасения всего экипажа или его части. Случаев, когда после атаки глубинными бомбами однокорпусные лодки получившие большие повреждения смогли всплыть для спасения экипажа отсутствуют. Именно все эти причины привели к переходу в основном на строительство двухкорпусных подводных лодок в межвоенное время. Одновальность лодок также была обнулена 1 мировой войной. Против этого были низкая техническая надёжность механизмов особенно производившихся в военное время, угроза потери хода из-за повреждения единственного винта. Последнее могло происходить как вследствии боевых повреждений (подрыв на мине, атака глубинными бомбами), так и по навигационным причинам. Во время 1 мировой войны у экипажей одновальных лодок часто пропадало желание атаковать конвои по причине страха погибнуть из-за повреждения единственного двигателя или движителя. Именно эти причины привели к строительству в межвоенное время двухвальных подводных лодок. Безотсечность подводных лодок была обнулена также 1 мировой войной из-за того, что не позволяла подводным лодкам оставаться на плаву при получении любых повреждений которые экипаж лодки не мог сразу устранить. По этой причине в межвоенное время строились лодки с большим количеством отсеков. Отсутствие артиллерийского вооружения для лодок 1 мировой войны не позволяло им постоять за себя в случае неожиданной атаки со стороны транспорта или повреждении лодки не позволяющем ей погружаться. Кроме того, топить транспорты снарядами гораздо дешевле их потопления торпедами которых на лодках того времени было немного. По этой причине в межвоенное время строились подводные лодки имеющие развитое артиллерийское вооружение. Глубина погружения менее 50 метров была недостаточной для того, чтобы избежать обнаружения самолётами которые начали применяться в ПЛО со второй половины 1 мировой войны во всё увеличивающихся масштабах. Потому в межвоенное время строились подводные лодки с глубиной погружения 60-100 метров.

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

Denis_469: А сейчас я напишу обзорный материал по общему развитию подводного флота в мире. В настоящее время выяснилось, что мировое научное развитие имеет очаговый характер, который является движущимся. И в целом сложилась общая картина развития подводных лодок в мире во времени. В настоящее время старые страны имевшие большую историю строительства и боевого применения подводных лодок начинают сходить со сцены и уступать дорогу новым странам. Как всем известно наиболее массово подводные лодки до сих пор применялись в странах Европы и США во время 1 и 2 мировых войн. Но сейчас картина по этим странам сложилась такая: 1 - Германия - её возможности по созданию и строительству подводных лодок уже практически завершились. В стране нет научных кадров способных создавать концепции боевого применения германских подводных лодок и, потому, нет возможности создавать современные подводные лодки вообще. Все последние проекты германской промышленности являются полными провалами и промышленность ещё кое-ка к держится на господдержке и продаже подводных лодок на взятках и откатах покупателям. Тем не менее новых заказов нет. Ни внешних, ни внутренних. И к середине 2020 годов Германия перестанет быть производителем подводных лодок вообще. Качество германских подводных лодок проекта 212 не устраивает даже руководство Германии, потому их строительство прекращено. 2 - Дания - уже давно прекратила строительство своих подводных лодок и ликвидировала свой подводный флот 3 - Франция - в настоящее время ещё сохранила школу проектирования и строительства подводных лодок. Но одновременно с этим это 100% капиталистическая страна, в которой "чего угодно за ваши деньги". В результате всю документацию по подводным лодкам типа "Scorpene" ещё 4 года назад продали китайцам. Так как их потенциальные противники как Малайзия, Индия и Австралия заказали себе такие подводные лодки. Сейчас в Австралию попала копия документов по этим лодкам. Из Китая. Вряд ли Франция сможет дальше продавать свои подводные лодки на внешнем рынке. А для французского флота строительство подводных лодок ещё продолжается. Потому можно предположить, что на обозримую перспективу Франция сохранится как производитель подводных лодок 4 - Англия - эта страна сейчас достраивает свою последнюю подводную лодку. После этого ничего не будет. 1 подводная лодка строящаяся сейчас уже продана Германии и, скорее всего ей-же, будет продана и последняя строящаяся подводная лодка типа "Astute". Что касается планов постройки новых стратегических атомных подводных лодок, то они останутся только планами, т.к. у Англии нет средств на достройку 2 уже заложенных лодок типа "Astut", 1 из которых из-за этого уже продана Германии. Также не была заложена последняя запроектированная лодка этого типа. Денег нет даже на её закладку. Потому в 2020 годах Англия перестанет быть производителем подводных лодок. 5 - Италия - уже несколько десятков лет как не может самостоятельно проектировать подводные лодки, но ещё способная строить их по германскому проекту. Научная школа проектирования уже полностью утеряна. 6 - Нидерланды - научная школа проектирования уже полностью утеряна. Возможность строить подводные лодки под вопросом. 7 - Швеция - научная школа проектирования ещё сохраняется, как и возможность строительства подводных лодок. Но вот качество новых подводных лодок под большим вопросом, так как их проектированием занимаются те, у кого кроме стажа, за душой ничего нет. То есть не знающих ни методик действий подводных лодок, ни задач для них. Потому все проекты ведутся только как развитие предыдущих без осмысленного понимания того что и для чего нужно. Просто было вот так, потому немного улучшим и будет всё так-же. 8 - Россия - после провала после развала Советского Союза, вроде, как восстанавливает школу проектирования. Но страдает стандартной капиталистической проблемой - дуростью стажа. Последние проекты, мягко говоря, проходят с большими проблемами, но ситуация в целом может исправиться в будущем. А может и нет. 9 - США - школа проектирования подводных лодок уже утеряна. Всё строительство ведётся исходя из того, что раз так было, значит так и должно быть. А вопросами боевого применения, задач для лодок и прочей лабудой там никто не заморачивается. Распил денег проходит хорошо на заказах - все довольны и счастливы. В обозримой перспективе повторится ситуация Германии. Когда никто не станет понимать смысла подводных лодок, а затем из-за этого не смогут делать качественные проекты и после всего этого промышленность умрёт. Это хорошо видно на проектировании новой стратегической атомной подводной лодки для замены "Ohio". Когда понимают что и как и почему должно работать, то проект делается быстро. А американцы сами не знают что и для чего нужно и почему именно так, а не иначе. Знания утеряны - потому и бодяга с этим проектом. 10 - Испания - школа проектирования уже утрачена полностью. Промышленность сейчас умирает, так как не в состоянии построить "S-80" без ошибок. В ближайшие десятилетия Испания лишится возможности строить и проектировать подводные лодки полностью. Но не всё так печально - несмотря на то, что страны НАТО и Швеция постепенно теряют компетенции в мире происходит перенос научного развития в Азию. 11 - Япония - после разгрома во 2 мировой войне смогла восстановить свою школу проектирования подводных лодок и постепенно набирает знания и умения. Происходит постепенное развитие подводного флота. 12 - Китай - взрывной рост подводного флота и одновременно взрывной рост школ проектирования. В отличии от большинства стран мира в Китае была принята система нескольких школ проектирования, как это было в СССР и России. В результате появилось множество разных проектов, которые позволяют ускоренно развиваться. В перспективе самый мощный подводный флот мира. 13 - КНДР - тут случился взрывной рост науки о подводных лодках, но возможности промышленности пока что не позволяют стране реализовать успехи науки. В настоящее время начато усиление подводного флота, но результаты будут только в перспективе. По слухам сейчас в стране строятся сразу 3 типа новых подводных лодок: малые транспортные подводные лодки, дизельная стратегическая подводная лодка на основе лодок проекта 033 с установкой в них 4 новых баллистических ракет. Концептуально должна быть похожа на советские подводные лодки проекта 629, но отличаться установкой 4 ракет вместо 3. Её вступление в строй (головной) ожидается к концу 2017 года. Тоннаж предположительно 3000 тонн надводного. Также в стране строится первая корейская атомная подводная лодка надводным тоннажом 3500 тонн. Предположительно это увеличенная в размерах подводная лодка проекта 033 оснащённая ядерным реактором или ядерными реакторами. Её вступление в строй ожидается к концу 2018 года. Потому в течении будущего страна будет очень активно развивать свои возможности подводного флота. 14 - Индия - начинает набирать собственные компетенции в проектировании и строительстве подводных лодок и сумела самостоятельно начать строительство стратегических атомных подводных лодок. Но самостоятельно спроектировать и построить дизельные подводные лодки ещё не в состоянии. 15 - Республика Корея - начинает только набирать знания и компетенции по созданию подводных лодок. Пока что самостоятельно не может проектировать их, но уже научилась усовершенствовать иностранные проекты. В течении ближайших лет будет постепенно набирать знания и умения. 16 - Индонезия - только начинает набирать знания по проектированию подводных лодок, но до самостоятельных проектов ещё очень далеко. В виде итога можно сказать, что в будущем подводная война переместится в Азию, так как там увеличиваются компетенции по подводным лодкам. А в странах НАТО и Швеции идёт постепенная деградация. В результате чего в обозримой перспективе там останутся всего 2 страны способные самостоятельно спроектировать и построить подводные лодки: Франция и Швеция. А что касается Азии, то тут Китай обеспечивает взрывной рост количества и качества своих подводных лодок. Программы строительства лодок новых проектов запущены в Индии, Японии и КНДР по своим проектам. Индия и КНДР начали строительство своих первых атомных подводных лодок и стратегических подводных лодок. Но это лишь начало пути и понятно, что первые лодки не будут верхом совершенства. Япония медленно эволюционирует в сторону действий в Тихом океане. Так как её последние лодки по своему тоннажу и размерам уже не подходят для действий в мелководных морях Тихого океана. Эволюция японских подводных лодок идёт по пути увеличения тоннажа лодок, их размеров, дальности плавания и глубины погружения. Большая глубина погружения требует большого водоизмещения, потому японские лодки постоянно растут в размерах и тоннаже. На самом современном типе подводных лодок глубина погружения уже достигла 800 метров, а для следующего типа подводной лодки уже создана, но ещё не принята на вооружение, торпеда проекта GRX-6 с глубиной хода в 1200 метров. Потому можно чётко сказать, что следующим маркером для глубины погружения будущих подводных лодок Японии будет 1200 метров. Суть концепции развития японских подводных лодок в том, что Тихий океан глубокий, потому нужно сделать свои лодки погружающимися туда, где их не смогут поразить вражеские торпеды. Как я понимаю развитие японского подводного флота идёт для ведения войны против США в Тихом океане. Так как даже текущие подводные лодки слишком большие для ведения боевых действий в Жёлтом море или китайских морях или Яванском море и прочих мелководных морях Азии. Развитие подводных лодок КНДР идёт с учётом мелководности окружающих её морей, но атомная лодка предназначается для ведения боевых действий прямо у берегов США. Индия строит что может и как может. Республика Корея самостоятельно пока что ничего сделать не может, но в будущем это может измениться.

Legat: Здравствуйте. Я тут новенький) Не подскажите, есть ли у кого информация по использованию топливных элементов в качестве источника генерации для ПЛ? и про ВНИЭ на ПЛ. Вопрос вот в чем: сейчас говорят про ПЛ с ВНИЭ, и при этом общие описания ВНИЭ смахивают на стандартные топливные элементы...

Denis_469: Legat пишет: Не подскажите, есть ли у кого информация по использованию топливных элементов в качестве источника генерации для ПЛ? и про ВНИЭ на ПЛ. Вопрос вот в чем: сейчас говорят про ПЛ с ВНИЭ, и при этом общие описания ВНИЭ смахивают на стандартные топливные элементы... вниэ есть несколько видов. я сейчас 1 рукой описать не смогу, но перечень такой: дизеля замкнутого цикла, парогазовые турбина (1 и 2 контурные), водородные топливные элементы, двигатели с внешним подводом тепла (стирлинги), двигатели на реформинге дизтоплива, дизеля на перекиси водорода. вроде все, что уже применялись и применяются на лодках. остальное ищи сам.


Legat: Дизеля замкнутого цикла - звучит красиво, но, как понимаю, не решают вопрос с работой без воздуха. Сжиженный кислород не решение, ибо тоже, суть, воздух (из воздуха же мы используем как раз кислород! Здесь я имею ввиду его непосредственное сжигание) )) Парогазовая турбина предполагает сжигание газа, что тоже требует кислорода. Все, что требует сжигания кислорода не является ВНИЭ, так как пропорция одна - 1/12...14 (1 л. топлива - 12...14 кубов О2)) По стерлингам соглашусь. Можно назвать решением. Простым и эффективным. Но функционал, габариты... КПД 31 %, что немного, хотя и намного выше чем у паротурбин или парогазотурбин (к примеру у ДЭС до 41...43%)... Водородные топливные элементы не совершенны, так как инфраструктура не развита по производству водорода. То есть, если поплыл в Финляндию, то не вариант, что там на берегу быстро сможешь обеспечить себя топливом))))) Сейчас появилась технология по изготовлению топливных элементов, использующих обычный природный газ. Вот это решение. Но пока, к сожалению, воочию не видел. Хотя читал о таких. Вот именно о таких элементах у меня и был вопрос (использовались ли на ПЛ). По моему разумению, они больше подходят (гораздо меньше двигателя Стерлинга, и эффективнее (КПД до 60%) ).

Denis_469: Legat пишет: Сейчас появилась технология по изготовлению топливных элементов, использующих обычный природный газ. не дай бог... как взрывается газ я видел. Legat пишет: Вот именно о таких элементах у меня и был вопрос (использовались ли на ПЛ) не использовались. до сих пор идиотов не находилось. тех, кому захотелось побыстрее умереть. для самоубийства есть более простые варианты. Legat пишет: Водородные топливные элементы не совершенны, так как инфраструктура не развита по производству водорода. То есть, если поплыл в Финляндию, то не вариант, что там на берегу быстро сможешь обеспечить себя топливом))))) водородные элементы это тупик. так как для производства 1 кубометра водорода требуется энергии больше, чем от его сжигания будет получено. это отрицательный энергетический баланс. германские пл настолько дороги, что у германии хватает денег на боеготовность 1 пл из всех с водородными элементами. самая эффективная установка - это парогазовая турбина с 2 контурами.

Legat: В предыдущем посте имел ввиду КПД паросиловых установок и газовых турбин. У ПГУ он достигает 50%. На крупных установках - до 58%. Но! Газовые турбины это гемморой в плане обслуживания. Паровые значительно легче, хотя в условиях ПЛ также представляется занятием не из легких... Плюс к этому ПГУ массивна. Про шум турбин даже и упоминать не буду. Сами знаете. Для сверхмалых и малых ПЛ ПГУ не вариант... в то же время вы критикуете природный газ для ТЭ. Вот интересно, как у нас котельные-то и ТЭЦ работают и не взрываются?))) Скажу, что секрет в нормальной газовой линейке)) Так что природный газ для ТЭ представляется нормальным топливом, если обеспечить на должном уровне безопасность. Что касается стоимости водорода для ТЭ, то если рассматривать вопрос только в стоимости, тогда нужно поднять более глобальный вопрос о целесообразности ПЛ как класса машин))) Невыгодные они, если не предназначены для перевозки туристов))) если же предназначены, то и водород окупится. Достаточно забить его в цену билета)))

Denis_469: Legat пишет: Для сверхмалых и малых ПЛ ПГУ не вариант... для сверхмалых согласен. а для малых вполне подходят. поищи XXII серию германских пл 2 мировой войны. Legat пишет: в то же время вы критикуете природный газ для ТЭ. Вот интересно, как у нас котельные-то и ТЭЦ работают и не взрываются?))) Скажу, что секрет в нормальной газовой линейке)) Так что природный газ для ТЭ представляется нормальным топливом, если обеспечить на должном уровне безопасность. как я понимаю ты ничего не знаешь про подводные лодки. так вот - под водой они герметичны. и 1 утечка вызовет объёмный взрыв, после которого лодка погибнет. Legat пишет: Что касается стоимости водорода для ТЭ, то если рассматривать вопрос только в стоимости, тогда нужно поднять более глобальный вопрос о целесообразности ПЛ как класса машин))) Невыгодные они, если не предназначены для перевозки туристов))) если же предназначены, то и водород окупится. Достаточно забить его в цену билета))) нормальные подводные лодки экономически выгодны. т.к. делаются для войны. и они имеют наибольший кпд среди всех боевых кораблей всех классов. потому они более чем целесообразны. и окупаемость тут идёт не в деньгах. тут другие критерии окупаемости подводных лодок. боевые возможности, потенциал, обеспечение безопасности государства и т.д. те критерии, которые не имеют денежного выражения. а что касается водорода, то не нужно из всех вариантов выбирать самый дорогой. есть куда более дешёвые варианту и куда более эффективные.

Legat: как я понимаю ты ничего не знаешь про подводные лодки. так вот - под водой они герметичны. и 1 утечка вызовет объёмный взрыв, после которого лодка погибнет. Зато я много знаю о котельных и ТЭЦ))) И знаю, что утечки с газовой линейки недопустимы. Если они есть, то следует весьма неприятная ситуация....

Denis_469: Сейчас решил осветить вопрос перспектив строительства подводных лодок в России. Они печальны - в России во власти уже нет никого, кто-бы понимал что такое подводные лодки и как они воюют. В стране медленно продолжается строительство подводных лодок уже имеющихся типов. Разработана куча проектов новых подводных лодок, но их не строят. так как не знают какие нужны и для чего и в каком количестве. Глядя на строительство наших подводных лодок вспоминаются события перед 1 мировой войной, когда руководство страны и флота было таким-же. Типа строят для флота подводные лодки и ладно. А какие, в каком количестве и для чего - это всё фигня. Вот на прошедшей выставке показали пару очередных прожектов подводных лодок. Именно прожектов. так как там практически нет шансов на постройку по ним. Разрабы "Сервала" так прямо и сказали делегации из Индонезии, что в России им построить не дадут, а потому надеются только на постройку на экспорт. Так как в России рулит другая банда, которая может пропихивать свои решения в Кремле. Что касается строительства подводных лодок проекта 677 - то там всё печально. Как сказать так, чтобы не перехвалить себя? Скажу прямо - российские лохи не знали, почему у них перегревается электрический двигатель на постоянном магните. Ну вот не знали с 2010 года и по год сей. И дальше бы не знали, если бы я не рассказал в описаниях подводных лодок 1980-х годов про особенность проектирования электрического двигателя на постоянных магнитах для норвежских подводных лодок проекта 210. В общем как только написал, так российские учёные внезапно "поняли", что для такого двигателя нужно криогенное охлаждение! Невероятное озарение! Прям чудеса какие-то.... В общем взялись за ум и начали делать охлаждение для такого электрического двигателя. Блин - слов нет, чтобы описать какие идиоты сейчас зарабатывают в России и занимаются умышленным саботажем. Но то такэ - это свои люди для Путина, коих он не бросает. Потому зная это осмелюсь рассказать идиотам из КБ и промышленности следующую фигню: в Республике Корея завершились испытания электрического двигателя для подводных лодок на высокотемпературном сверхпроводнике. И их начнут ставить начиная с головной подводной лодки 2 серии. А ещё на той лодке будут литий-ионные аккумуляторы и установка "Стирлинга". И да - я на сайте как-то писал про перспективные аккумуляторные батареи - так вот - в Республике Корея уже вовсю идут работы по созданию литий-серной аккумуляторной батареи. Максимальная ёмкость литий-ионной батареи 270 Вт*ч/кг, а у литий-серной это значение составляет 500 Вт*ч/кг. Для сравнения у устанавливаемых на наших лодках свинцово-кислотных батарей ёмкость составляет 40 Вт*ч/кг. А да - забыл сказать - мощность электрического двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках будет примерно 10-15000 л.с. Правда лично у меня остаётся вопрос: смогут ли южнокорейцы выбрать всю эту мощность. Так как там полный провал в конструировании движителей (гребных винтов и водомётов). Ну да ладно - хватит про южнокорейцев, есть и другие страны мира, где также разрабатывают подводные лодки. И вот глядя на всё это мне становится понятным, что в России сейчас нет никого из зарабатывающих, кто мог бы говорить Путину какие подводные лодки и для чего нужны. А вот в других странах мира подводные лодки строят много лучше наших уже. Да, японская подводная лодка типа "Тайгей" не верх совершенства и не последний писк моды (точнее последний только для Японии), но вот её глубина погружения уже 1200 метров. А чего предлагают у нас на будущее? Те-же 877 в очередной итерации. Когда-нибудь, может быть разумеется, доведут до ума лодку проекта 677. А что дальше не знает никто. В среде профессионалов нет ни одного специалиста по подводным лодкам. Потому проекты неатомных подводных лодок есть разные, но их не строят, потому как... никто уже не знает какие нужны, почему и в каком количестве. Ну и непонятно где их вообще строить. Что касается решения строить очередную итерацию проекта 877, в виде проекта 636 (в каком-то варианте) - это лучше, чем не строить вообще. Модернизационный потенциал лодок проекта 877 был огромным, но он практически исчерпан. Лодка уже не подлежит модернизации по увеличению глубины погружения, конструктивно нет места для буксируемой гидроакустической антенны, нет места для установки бортовых гидроакустических станций и новых гидроакустических покрытий. Конструктивно нет мест (практически) для установки торпедных аппаратов для противоторпед. Да, последние есть на лодках, но принимаются вместо 533-мм торпед. Почему написал практически? Потому как к счастью подводная лодка двухкорпусная и торпедные аппараты противоторпед можно разместить в межкорпусе. Конструктивно в лодку можно засунуть воздухонезависимую силовую установку, но... никто не знает какую и почему именно её. Почему я вначале акцентировал внимание на глубине погружения? Всё просто - в современной войне это критический параметр. Лодка 636 в любой модификации, даже "Петрозаводск" с новой акустикой, не смогут, во многих случаях обнаруживать глубоководные подводные лодки идущие на глубинах от 500 метров и ниже. И дело не в акустике как таковой - дело в неоднородностях мирового океана: слоях скачка, зонах акустической невидимости, в типах гидрологии. Вот ежели предположить, что "Петрозаводск" идя на глубине 200 метров встречается с японской "Тайгей" идущей на глубине 900 метров. Сможет ли "Петрозаводск" обнаружить японку? С какой-то неопределённой долей вероятности сможет, но есть большие шансы, что между 200 и 900 метрами может быть несколько зон акустической невидимости, пара-тройка слоёв скачка и изменения типов гидрологии. Потому наиболее вероятно даже очень совершенная гидроакустика "Петрозаводска" не сможет обнаружить достаточно шумную, по современным меркам, японскую подводную лодку. Понятно, что в современных условиях российским подводным лодкам придётся менять схему поиска вражеских подводных лодок, так как до сих пор подводные лодки, неатомные, обычно не погружались глубже 600 метров. А обычно было метров 250-400 предельной глубины погружения. И лодка идя над верхним слоем скачка и имея буксируемую станцию могла смотреть и ниже того слоя скачка. Но теперь ситуация совсем другая. Вражья лодка может идти как на перископной глубине, так и на глубине 800-1000 метров. И подводная лодка не может сразу видеть на всех глубинах и под всеми слоями скачка с меняющейся гидрологией и зонами акустической невидимости. Можно предположить например, что гипотетическая лодка наша идёт на глубине тех-же 800 метров. А вот вражья наоборот может идти на перископной глубине - и снова окажется необнаруженной. Сейчас появилось понятие третьего измерения, которого не было в предыдущий век развития подводных лодок. Но и это ещё не всё. После развала СССР, как я уже писал ранее "Дело всё в том, что принятая на вооружение, и широко разрекламированная, американская торпеда "Mk-48 mod.5" ADCAP http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1620682183414-00000051-000-0-0#019 фактически не могла поразить данные подводные лодки. Торпедная система самонаведения не могла обнаруживать и наводиться на советские подводные лодки имевшие гидроакустические покрытия 2 и 3 поколений, а для попадания в цель нуждалась в проводном управлении и удержании прицела на цели, потому управлялась просто как прямоидущая торпеда. И при обрыве проводного управления была полностью безопасна для советской подводной лодки. Но проблема была ещё и в другом - советская подводная лодка могла погружаться на глубину 800 метров, но и американская торпеда могла также погружаться на 800 метров. Вроде всё в порядке. Всё, да не всё. Подводная лодка 941 проекта на этой глубине могла идти со скоростью 28 узлов, а вот торпеда могла на неё-же идти на скорости всего 40 узлов. Это означало снижение дальности хода торпеды и тот факт, что торпеда не сможет догнать подводную лодку. Кроме того есть ещё факт глубоководных акустических слоёв, за которыми 941 могла скрыться. Американские пл не могли нырнуть также глубоко, чтобы её найти и следить за ней. Потому 941 исчезала со слежения и было неизвестно куда наводить торпеду. А сама торпеда найти лодку не могла. Кстати та-же самая картина была и с подводными лодками 971 и 945 проектов." http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1625600625861-00000123-000-120-0#132 . Ну так вот собственно и вторая сторона проблемы. Допустим, что "Петрозаводск" как-то ухитрился найти "Тайгей", ну звёзды на небе так сложились. что именно в этом месте и именно в это время там была идеальная акустическая среда между лодками. "Петрозаводск" выпустила торпеду, а "Тайгей" ушла на глубину 1200 метров и была потеряна "Петрозаводском". Куда дальше наводить торпеду? Торпеда уже выпущена и ушла, контакт потерян. Что делать дальше? Куда вести торпеду для захвата ей цели? Это я к тому, что в настоящее время условный "Петрозаводск" должен иметь возможность быстро нырнуть вслед за противником, чтобы восстановить контакт с ним для поражения его выпущенной торпедой. Без этого торпеда, конечно, может и сама найти цель, но более вероятно, что не найдёт и промахнётся. По крайней мере при стрельбе куда-то туда, в ту степь, шансы на промах весьма неплохие, особенно, если противник применит средства ГПД, на которые торпеда может навестись, если не найдёт саму подводную лодку. Да, понятно, что ГПД "Тайгей" сейчас полностью устаревшие. Но как будет дальше никому неизвестно. Нет, я не против строительства "Петрозаводска", и даже за это. Я лишь говорю про очевидные вещи полной некомпетентности нашего подводного флота и руководства России. А что касается "Петрозаводска", то это должна быть оччень хорошая подводная лодка. Классическая подводная лодка 5-го поколения. Ах да - может кто забыл до степени "и не знал" - потому напомню классификацию покоолений подводных лодок: 0-е - подводные лодки не имеющие средств снижения шумности вообще 1-е - подводные лодки с амортизацией двигателей, приборов и механизмов 2-е - двухкаскадная амортизация под силовой установкой и просто амортизация других приборов и механизмов 3-е - двухкаскадная амортизация двигателей, приборов и механизмов 4-е - двухкаскадная амортизация двигателей, приборов и механизмов с активным шумоподавлением 5-е - двухкаскадная амортизация двигателей, приборов и механизмов с активным шумоподавлением и применением неметаллических амортизаторов 6-е - покамест неизвестно, чего там придумают. Вот так, изначально, выглядело деление на поколения с 1 по 3. Остальные были потом по аналогии. В этой классификации не учитывались прочие параметры снижения шумности подводных лодок, такие как: гидроакустические покрытия, применения электрических двигателей на постоянном магните или высокотемпературных сверхпроводниках. Так что я знаю, что подводные лодки типа "Петрозаводск" (надеюсь там проекту той лодки дадут какой-нибудь новый номер, ну там типа 636.4 или 636.7 или ещё как...) будут очень хорошими подводными лодками для акваторий континентальных шельфов. Так как ни одна вражеская подводная лодка не в состоянии погрузить глубже дна моря. И потому только за их постройку. Но для океанов они уже не годятся. Тут нужны новые подводные лодки. Мне могут возразить, что для океанов у нас есть атомные подводные лодки, и они ныряют глубоко. Это верно. По состоянию здесь, и сейчас. Да, построенные советские атомные подводные лодки значительно обогнали своё время. Но время тоже не стоит на месте, а движется вперёд. Вот сейчас японская "Тайгей" погружается на 1200 метров. Но это сейчас. Наши лодки тоже погружаются на 1000 метров. Но это так могут ещё советские подводные лодки проекта 971. А новые, проекта 885М, могут погружаться всего на 600 метров. И для них тот самый "Тайгей", уже здесь и сейчас, может стать трудной целью в плане её обнаружения и поражения. Разница в глубинах погружения 600 метров. И пусть японская лодка шумит как танк и на 885М гидроакустика прекрасная, но не забываем про слои скачка, изменения типов гидрологии по глубине и зоны акустической невидимости. Всего этого барахла, на разнице глубин в 600 метров, может быть навалом. Потому 885М может банально не обнаружить японскую подводную лодку вообще. С океанской гидрологией никакая гидроакустика может не справиться, даже самая лучшая. как на 885М. Вот допустим 885М поставили задачу найти и потопить японскую лодку, а та гадина идёт на 1100 метрах. И проходит необнаруженной, после чего атакует свои цели. Да, теоретически, 885М может найти "Тайгей" на большой дистанции. Так как последняя очень шумная, по современным меркам. Но это достижимо только если будет выполнена куча разных условий: между ними не будет зоны акустической невидимости, не будет слоёв скачка и переменных типов гидрологии. Но вот если 885М будет на глубине 100 метров, а "Тайгей" на глубине 1100 метров, то, скорее всего, японка проскочит необнаруженной. В СССР была подводная лодка проекта 685 http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1625602233247-00000123-000-100-0#108 и она была практически необнаруживаемой с надводных кораблей идя на глубине 800 метров и глубже. И это на самом полном ходу, когда к шумам подводной лодки прибавляются ещё шумы обтекающего лодку потока воды. 800 метров разницы - и полная необнаруживаемость подводной лодки относящейся ко 2-му поколению. "Тайгей" принадлежит к 3-му поколению подводных лодок. И имеет шумность меньше той, что была у "К-278". Потому с увеличением глубины её погружения найти её будет сложнее. Потому для её поиска нужно иметь подводную лодку могущую нырнуть также глубоко. Пока, только пока, подводные лодки проекта 971 это позволяют сделать, а вот у 885М уже есть большие проблемы с поиском такой глубоководной "Тайгей". К середине века у Японии есть план построить подводную лодку могущую погружаться на 1500 метров. И упёртые японцы этого добьются. До сих пор в Японии практически каждый новый тип подводных лодок нырял глубже предыдущего типа. А искать лодку на глубине 1500 метров - это даже у лодок проекта 971 проблемы уже будут большие. Так что переходя к атомным подводным лодкам я могу сказать, что понимаю, почему строят лодки проекта 885М - они развитие ещё советского проекта 885. Но их строят потому что они уже серийно отлажены в производстве, и кое-как доведены до ума. Только вот... уже в настоящее время в мире есть подводные лодки, которые им уже крайне трудно отыскать. А мировая тенденция идёт к увеличению глубин погружения подводных лодок. Проектируя на будущее лодок проекта 885М можно сказать, что лет через 20 появятся подводные лодки с такой глубиной погружения, которая позволит им оставаться необнаруженными даже современнейшими гидроакустическими комплексами лодок проекта 885М. Так что будущее атомных подводных лодок также лежит в плоскости увеличения глубин погружения подводных лодок. Им придётся вернуться к двухкорпусной конструкции для обеспечения запаса плавучести. В Японии все современные подводные лодки также стали двухкорпусными - у однокорпусных есть значительное ограничение глубины погружения из-за недостаточного запаса плавучести. Будущим атомным подводным лодкам, из-за увеличения глубины погружения, придётся стать ещё больше по водоизмещению, а также иметь ещё больший боекомплект. Так как количество целей большое, средства противолодочной обороны также постоянно совершенствуются, потому лодке придётся иметь больше торпед и противоторпед, чтобы выжить и выполнить боевую задачу. В плане развития торпед понятно, что их системы самонаведения постоянно совершенствуются, и многие из них уже научились игнорировать средства гидроакустического противодействия, потому для обороны против них нужны противоторпеды. Хотя развитие средств гидроакустического противодействия также продолжается успешно. И многие современные типы средств гидроакустического противодействия сейчас очень эффективны. Так в 2020 году российская подводная лодка "Б-265" успешно отвела ими американскую торпеду "Mark-54" от себя, сорвав её наведение и уничтожив её. Но это здесь и сейчас. А по мере развития самонаводящихся торпед эффективность существующих средств ГПД постоянно снижается и требуются разработки новых. Тем не менее та атака канадского вертолёта показала концептуальную устарелость проекта подводной лодки "Б-265". Если бы она могла нырнуть глубже хода торпеды, то вероятность её гибели была бы значительно меньше. Если бы у неё были отдельные торпедные аппараты для противоторпед, то риска поражения вражеской торпедой подводной лодки бы не было вообще. Вообще все российские подводные лодки могут иметь противоторпеды, только для их применения должен быть переоборудован хотя бы 1 торпедный аппарат и они должны быть загружены в него. Многие командиры подводных лодок предпочитают не грузить противоторпеды, так как аппаратов немного и они нужны для 533-мм или 650-мм торпед и разных ракет. Потому и должны быть специальные торпедные аппараты для противоторпед, куда нельзя засунуть 533-мм торпеды, и в которых должны быть только противоторпеды. Что касается того боя "Б-265", то могу сказать, что характеристики лодки были прекрасными - американская торпеда почти сразу потеряла лодку из-за её гидроакустического покрытия, а затем была полностью дезориентирована средствами ГПД подводной лодки. В результате "Б-265" осталась не поражённой. Но это снова, здесь и сейчас. А какими будут вражеские торпеды лет через 20-30 сейчас сказать никто не сможет. Только понятно, что нынешние средства ГПД будут не так эффективны против них. Ладно, остановлюсь. Хотел немного написать, а получилась простыня по теме перспектив развития подводных лодок. И то не всё рассмотрено. ну да ладно - хватит и этого, чтобы понять в какой жопе находится сейчас российский подводный флот.



полная версия страницы