Форум » Подводные лодки » Немного воспоминаний о спасательной операции К-141 » Ответить

Немного воспоминаний о спасательной операции К-141

Denis_469: Памяти всех погибших на подводной лодке «К-141» 12 августа 200 года. Сегодня исполняется 10 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Курск» (как она более известна) или подводной лодки «К-141». Сегодня, 10 лет спустя кое-что можно рассказать про аварию подводной лодки. Кое–что и совсем немного. Сразу напишу 1 вещь – подлинную информацию о том, что тогда было знают члены спасательного штаба «Курска», командующий СФ, замкомандующего СФ, министр обороны, Клебанов, Путин, начальник ГРУ, несколько экипажей подводных лодок ГРУ и боевых пловцов ГРУ, директор ФСБ, главком ВМФ России, зам главкома ВМФ России. И среди граждан России вроде всё. Мне информация о событиях того времени известна также в силу некоторых особенностей того времени. Не раскрывая закрытой информации о причинах гибели лодки, ходе расследования её гибели и сделанных выводах сегодня напишу то, как проходила сама спасательная операция во время гибель подводной лодки «К-141». Некоторые общеизвестные вещи здесь специально упоминать не буду. Такие как координаты гибели лодки, время начала событий и некоторые другие моменты хорошо описанные в прессе. Переходя к непосредственному описанию событий того времени нужно сказать, что в общем-то и так всем известно, что первые дни после происшествия информация об аварии была секретной. Это вполне естественно и понятно. Так поступают все страны мира и всегда. Просто в виде примера могу привести случай с американской подводной лодкой лёгшей на грунт в Средиземном море из-за аварии у побережья Италии. И тогда и тем более сейчас об этой аварии западная дерьмократическая пресса особо не пишет. Были и другие аварии про которые запад также хранит молчание. Можно возразить, что тогда лодка не погибла – верно – тогда американская лодка не погибла, она была списана позже, после того, как напоролась на скалу у Гуама. Но в общем вопрос не в том кто и чего скрывает. Дело в том, что первое время после аварии никто из командования СФ не знал реальной ситуации на подводной лодке в то время. Всё, что знали докладывали Путину. И по его словам которые он сказал на ТВ уже после снятия секретности картина была такая: На подводной лодке нештатная ситуация и она легла на грунт. Реакторы заглушены и угрозы радиационного заражения нет. Из того что было известно не на публику было известно, что у лодки большие повреждения в носовой части, нет 1 руля и есть затопления отсеков. Техническое состояние ВСК и буёв не известно. Сама лодка после того как не вышла на связь была объявлена в розыск. Была введена готовность аварийно–спасательных сил флота. Это всё было сделано ещё тогда, когда была секретность про аварию. Саму секретность также вполне можно объяснить. Лодки этого проекта считались непотопляемыми. Ситуация внутри лодки известна не была. У командования флота и руководства АСС СФ не было никаких оснований полагать, что лодка не сможет всплыть сама. Не стоит забывать, что Попов это бывший подводник который стал командующим флотом. И рассказывать ему что это за лодка никому не было необходимости. Думаю все помнят, как Попов ждал, что лодка всплывёт даже после снятия секретности и установления ситуации внутри лодки. И такое ждал не он один. Очень и очень многие подводники оказались не в состоянии принять информацию спасательного штаба о том, какие повреждения получила лодка и она сама уже не всплывёт. Это понятно. Подводники считают себя лучше всего знающими свои лодки и их возможности. Так – то оно так, но вот тут есть одна незадача которая тогда особо на ведение спасательной операции не повлияла, но впервые заставила задуматься о том, кто служит на флоте. И о том, что там далеко не все являются адекватными. Лучше всего о той проблеме сказано в статье генерал-майора Печурова Сергея про интеллектуальные проблемы современной армии США. Вот цитата из его статьи: «Первопричиной ущербности командных кадров вооруженных сил США многие исследователи считают «недостаток интеллекта». Но данный порок, «успокаивает» один из аналитиков Мэтьюз Ллойд, свойственен отнюдь не только американским генералам и офицерам - это якобы характерная черта большинства «людей в форме» и в других государствах. Так, он приводит малоизвестное язвительное высказывание британского премьера времен Первой мировой войны Ллойда Джорджа: «Мозг военного воспринимает умственный процесс как нечто вроде мятежа».» В общем и целом высказывание Джорджа можно отнести и к нашим военным. И ещё из его-же статьи: «Известный на Западе специалист в области военно-политических проблем Бернард Броди как-то несколько прямолинейно отметил, что «военные всегда стремятся поддерживать мнение о себе как о людях действия в большей степени, чем как об интеллектуалах, и что им, как правило, не дано быть выдающимися аналитиками в своей собственной профессиональной сфере».» К моему величайшему сожалению и это можно применить ко многим российским подводникам времён спасательной операции Курска и настоящего времени. Это я пишу для того, чтобы было понятно почему была секретность и почему к моменту её снятия ситуация на лодке представлялась только в самых общих чертах. После снятия секретности спасательный штаб Курска смог обратиться к гражданским специалистам. Собственно само снятие секретности было вызвано именно тем, что военные не знали, что происходит на лодке и не могли дать никакого описания ситуации. А фразу - «Не может быть, чтобы там были такие повреждения!» - наверное я не забуду никогда. Как и все варианты она была также проверена аквалангистами ГРУ и подтвердилась. После этого все действия были направлены на спасение остатков экипажа исходя именно из указанной ситуации на борту. Теперь я отвлекусь и опишу то, как и чем спасали экипаж лодки. Сразу после аварии и нахождения К-141 к ней были отправлены аварийно-спасательные силы флота. А сами АСС СФ также нуждались в ремонте и доукомплектовании. Так из 2 носителей АРСов дизеля смогли запустить при помощи кувалды и такой-то матери только на 1. Который и пошёл в море. Второй так и простоял у причала всю спасательную операцию. На ушедшем корабле был полный некомплект имущества. Не было водолазных костюмов, не было шлангов и ещё много чего другого. Сами АРСы на корабле в момент начал операции также находились в состоянии далёком от готовности. Если даже не рассматривать технического состояния сам их АРСов, то нужно сказать, что даже их аккумуляторные батареи не были заряжены. На флоте не было денег на поддержание зарядки АБ на АРСах. Потому выход носителя задержался на несколько часов необходимых для приведения АРСов в порядок. В районе гибели лодки было достаточно сильное подводное течение и потому носитель стоял не прямо над лодкой, а выше по течению. И спускавшиеся аппараты во время погружения выносились течением к К-141 и начинали свою работу. Первые погружения АРСов был и сложными - лодка лежала на грунте с креном около 40 градусов и большим диферентом на нос и потому действия при первых попытках стыковки АРСов были для тех крайне сложными. Позже лодку спрямили и аппаратам стало работать удобнее. Описывая действия АРСов нужно отдать глубочайшее уважение их экипажам. Эти ребята просто совершили подвиг. Отклоняясь от описания скажу, что после окончания спасательной операции носитель вместе с 3 АРСами пришёл на завод в ремонт. Состояние аппаратов было таким, что их по нормам нельзя было даже спускать на воду. Они текли как решето и вероятно на них борьба за живучесть начиналась при их спуске на воду и заканчивалась только с их подъёмом. Экипаже и АРСов садились на кольцо и качали воду до последнего. 1 раз был случай, когда АРС не нашли. Т.е. аппарат ушёл к лодке, а потом в нужном районе где они всплывали его не нашли. Несколько часов прошло, а аппарата не было. Нашли его только через несколько часов. Он качал воду до разряда батареи и потом медленно всплывал. И его просто унесло течением во время всплытия. Но ощущения бы ли не из приятных. После этого, как я помню, спасателям сказали действовать без фанатизма. У них всех также есть родные и они хотят иметь живых родных, да и флоту новые трупы совсем были не нужны. Во время спасательной операции была попытка реанимировать Ленок, но увы… Ленок – это спасательная подводная лодка которая был построена в СССР и предназначалась для спасения подводных лодок. После развала СССР и начала ухода нормальных людей с флота решения стали принимать уроды которые стремились к карьере любой ценой. Жополизничество, лизоблюдство и многие другие вещи стали в российском флоте нормальными вещами. Началась стремительная умственная деградация офицеров флота. Всё это привело к тому, что править начали выродки, которые превозносили всё американское и презирали всё отечественное. В общем, эту лодку (и однотипную на ТОФе) решили списать по нескольким причинам: 1 - в США не было таких лодок, значит и нам они не нужны. 2 – лодки были двухкорпусными, а значит якобы шумными 3 - они были дизельными, а потому их нужно было списать и дождаться новых атомных. 4 – на их поддержание в строю нужны были деньги которые тогда лучше было разворовать. 5 – на флоте были надводные спасательные суда, и потому в таких лодках не было необходимости. Всё это принималось не кем-то со стороны, а самими моряками-подводниками. И всё это, вышеуказанное было сделано самими подводниками при полном попустительстве власти в стране которая считала, что подводники сами лучше знают, что им нужно. В результате получили то, что получили. И в этой ситуации были виноваты сами подводники. Но полностью виновато руководство страны в лице Ельцина которое допустило военных к управлению. К сожалению, при использовании надводных спасательных кораблей есть фактор волнения моря при операциях спуска/подъёма АРСов. Те волны, которые для кораблей незначительные, для подводных спасательных аппаратов могут быть опасными. А лодка могла просто лечь рядом с К-141 и работать своими аппаратами которых она несла 2 штуки ... Но увы… к тому времени лодка представляла из себя только металлолом. А надводное судно-носитель испытывало проблемы с работой аппаратов именно по причине волнения на месте гибели лодки. Пару-тройку раз работа АРСов прекращалась из-за волнения моря. Теперь переходя к широко обсуждаемому вопросу о том, почему Путин не прилетел на место аварии. Это было счастье для всех, что он не прилетел на СФ тогда. Потому что жополизничество на флоте тогда было широко распространено. И если бы Путин прилетел нашёлся бы ни один десяток офицеров сказавших спасателям – «Вы слышали что сказал Путин? Действуйте так, как он сказал.» И никого бы из тех не интересовало что Путин не специалист по авариям подводных лодок. Главное, что он верховный главнокомандующий и по тому всегда прав, как вышестоящее командование. А в СССР уже был случай когда флот потерял экипаж аварийной подводной лодки только из-за того, что прилетел главком и сказал спасателям, что они действуют неправильно и нужно делать так-то. Сделали как он сказал. Лодку подняли с уже мёртвым экипажем. Понятно, что виновными в гибели экипажа назначили других, а не главкома ВМФ. Но дело не в том, кто будет крайним. Дело в том, что тогда из-за этого экипаж погиб. И вот в этот раз и я лично и некоторые другие были против приезда Путина на место аварии. К счастью Путин не приехал и дурдом не вышел в очередную степень. Что касается ошибок при проведении тогда спасательной операции – они были. И это вполне естественно. Такой аварии с такими повреждениями лодки до этого в истории аварийности подводных лодок ещё не было. И потому многое пришлось просчитывать с чистого листа не имея аналогов. Ситуация на аварийной лодке просчитывалась только «на кончике пера и на листе бумаги.» Просчитывалась неплохо, но вот стечение таких факторов как совершённые ошибки в начале осуществления спасательной операции ещё во время секретности, неизвестность о повреждениях подводной лодки и некомплектность АСС СФ во время спасательной операции сложившись вместе и дали тот результат который известен. К величайшему сожалению при решении уравнения содержащего неизвестное количество неизвестных одно или несколько неизвестных могут так и остаться в требуемое время неизвестными. Сейчас – 10 лет спустя – смотря на аварию и ход спасательной операции можно увидеть что тогда можно было сделать лучше. Например когда в течении первых 12 часов ни один АРС не смог выкачать воду можно было понять, что там что-то не то и провести осмотр зеркала. Это бы здорово прояснило ситуацию. Но увы… Это стало понятно потом, уже после аварии. И даже если бы тогда такая проверка была бы проведена, то ничего сделать было бы невозможно. Тогда, да и сейчас тоже, нет технической возможности осуществить спасение экипажа аварийной лодки при повреждении комингс-площадки. Да и не только она там была повреждена. Так норвежские водолазы установили, что шлюз был затоплен, после чего сделали ошибочный вывод, что и отсеки лодки также затоплены. Попытались открыть верхний люк, а он был повреждён и заклинен. Его выдернули краном на следующий день. Штаб спасательной операции считал, что отсеки сухие. Подводники считали, что они затоплены. И дали команду норвежцам на вход и открытие нижнего люка. И норгов туда засосало потоком воды. На видео видно, что там есть разрыв во времени в 5 минут. И эти 5 минут они провели внутри лодки куда их занесло потоком воды. К счастью ни кто из них не погиб ударившись о чего-нибудь внутри корпуса. Что касается состояния лодочной ВСК и лодочных спасательных буёв, то увы… Всё как на флоте. Из-за нехватки зипа на многих лодках экипажи приваривают спасательные буи к корпусу лодки, расклинивают ВСК или применяют заводские устройства для предотвращения всплытия буёв. После подъёма К-141 был проведён осмотр лодки по этому вопросу. ВСК лодки стояла штатно и расклинена не была. А вот кормовой буй… «С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть». «не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны». В общем на лодке кормовой спасательный буй всплыть не мог даже теоретически. Это не новость для подводного флота. Такое раздолбайство было всегда в российском и советском флоте. Но в советском флоте это творилось не повсеместно, как это было во времена гибели К-141. Кстати после гибели лодки срочно проверили все лодки флота на предмет расклинки ВСК, приварки и фиксирования спасбуёв. И нашли много случаев нарушений. Так что при своей гибели К-141 не могла даже теоретически обозначить своё место на поверхности воды. Да, кормовой буй отдали изнутри, но он был зафиксирован на корпусе и не всплыл. И обвинять в этом можно только самих подводников. Больше некого. Если командир лодки лишает функциональности ВСК и буи – значит он это делает отдавая себе отчёт в том, что он делает и к чему это может привести в итоге. И в советское время также были такие случаи. И один раз экипаж аварийной лодки при аварии лодки забрался в ВСК, но она была расклинена и потому не всплыла и осталась на лодке. Да, такое было и в СССР, но такого не было там повсеместно, как это творится сейчас. Сейчас многие возмущаются словами Путина: «Она утонула». Эмоции от этих слов понятны. Но включите голову. Подумайте сами. Встаньте на его место и попробуйте подумать что бы Вы сами сказали на его месте? Больше ничего не требуется. Лично я также думал над этим вопросом – и, наверное, сказал бы тоже примерно так, как сказал Путин. Что-то другое придумать сложно. В общем про спасательную операцию можно вспоминать ещё много. С течением времени какие-то детали стираются из памяти, какие–то остаются. Всё, что тут описано мои личные воспоминания о том, что тогда творилось и естественно, что они не полные. Прошу прощения у всех, кого мог ненароком обидеть публикуя эти свои воспоминания о спасательной операции проходившей на лодке. И могу сказать всем – правду о гибели лодки знает только тот перечень людей, что указан в начале статьи. Все остальные могут публиковать только свои версии и домыслы. И очень печально, что даже сейчас бывшие и настоящие моряки-подводники делают себе пиар на гибели лодки их товарищей.

Ответов - 8

MrRazvozzhaev: а что, сейчас в конструкции корпуса ПЛ уже не предусматривают возможность подачи с судна -спасателя дыхательной смеси в отсеки затонувшей ПЛ?

Denis_469: MrRazvozzhaev пишет: а что, сейчас в конструкции корпуса ПЛ уже не предусматривают возможность подачи с судна -спасателя дыхательной смеси в отсеки затонувшей ПЛ? Теоретически предусматривают. Но тогда и в том состоянии флота это было нереально. Тогда даже шлангов на спасательных судах не было. Точнее были, но просроченные и которые нельзя использовать.

Маг: Все верно , но правда все равно будет известна, и произведет эффект даже больший чем Вы можете себе представить!


Denis_469: Маг пишет: Все верно , но правда все равно будет известна, и произведет эффект даже больший чем Вы можете себе представить! Это вряд ли. Вчера общался с человком из Таиланда. И он показал полное незнание правды. Потому крайне желательно, чтобы мо исследование вышло побыстрее и распространялось по всему миру.

Denis_469: Сейчас, думаю, что могу выложить один рисунок "К-141" на грунте при её первом обнаружении. Это широко известный в узких кругах рисунок подводной лодки во время катастрофы. Сзади с правого борта лодки подходит первая атомная станция подошедшая к лежащей на грунте лодке. Вот собственно рисунок. Сделан не профессиональным художником, но мой отец сказал пару лет назад, что рисунок хороший, качественный. Потому прошу сразу понимать, что изображено всё достаточно схематично и повреждения просто обозначены. Правда со смещениями и потому не могут восприниматься как истина в части размера и мест расположения повреждений. Те, кто знают что было и как легко смогут увидеть отличия от реальных повреждений, но посторонние люди эти отличия не смогут заметить, скорее всего. Выложил потому что рисунок стал распространяться в интернете.

aglayan: А Клебанов - это кто? Я слышала, что только 4 человека в России знают правду. Правда официально будет через 56 лет.

Denis_469: aglayan пишет: А Клебанов - это кто? На тот момент глава комисии по расследованию гибели подводной лодки. aglayan пишет: Правда официально будет через 56 лет. Я почему-то уверен, что раньше. Почему- не знаю. Но все знающие смотрят на Попова. Вот как он скажет, так и все остальные смогут в рамках сказанного Поповым. И, почему-то, я думаю, что Попов расскажет про причину раньше, чем через 56 лет. aglayan пишет: Я слышала, что только 4 человека в России знают правду. Тебя обманули. Перечень тех, кто знает я перечислил.

Denis_469: Минобороны: Данные о гибели подлодки «Курск» могут рассекретить до 2030 года В соответствии с российским законодательством через 30 лет после ЧП может быть организована комиссия, которая определит возможность снятия грифа секретности с данных о гибели подводной лодки «Курск». Об этом рассказал журналистам начальник Центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков. Документы о трагической гибели в августе 2000 года российской атомной подводной лодки К-141 «Курск», засекреченные на 30 лет, могут раскрыть раньше по решению правительства. Такое развитие событий допустил начальник Центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков, сообщает РИА Новости. «Здесь 15 лет всего прошло. Есть законодательство, мы в соответствии с ним работаем, если будет принято какое-то правительственное решение, может быть, и будет организована комиссия. Но есть законы, которые определяют, что через 30 лет нужно просмотреть документы на предмет возможного снятия грифа, а может быть, и не снять», — цитирует агентство заявление Пермякова на мероприятии в МИА «Россия сегодня». https://russian.rt.com/article/108735



полная версия страницы