Форум » другие хроники » Анализ БД пл сторон во время ВОВ » Ответить

Анализ БД пл сторон во время ВОВ

Denis_469: Из своих старых материалов начатых когда-то давно теперь можно выложить анализ результативности БД подводных лодок стороно во время Великой Отечественной Войны. Там был только 1941 год, но в принципе его можно продолжить. Поскольку материал очень старый (ему более 10 лет), то с хроникой БД он не совсем идёт и будет подкорректирован.

Ответов - 6

Denis_469: 1941 год. (Арктика) 22 июня 1941 года в 04.00 Германия напала на Союз Советских Социалистических Республик. К этому моменту на Северном флоте насчитывалось три дивизиона подводных лодок: в 1-м дивизионе были “Д-3”, “К-1”, “К-2”; во 2-м дивизионе были “Щ-401”, “Щ-402”, “Щ-403”, “Щ-404”, “Щ-421”, “Щ-422”; в 3-м дивизионе были “М-171”, “М-172”, “М-173”, “М-174”, “М-175”, “М-176”. Все три дивизиона были сведены в бригаду подводных лодок Северного флота. С объявлением войны в море вышли подводные лодки “Д-3”, “Щ-401”, “Щ-421”, “М-176”. Одновременно с этим, согласно предвоенным планам прекрытия внутренних коммуникаций в Йоканьгу были перебазированы две средние подводные лодки “Щ-403” и “Щ-404”. Их задачей было прекрытие горла Белого моря от ударов германских надводных кораблей и подводных лодок. Сразу скажем, решение мягко скажем не самое удачное: пл выполнили 3 боевых похода с этой целью и не имели никакого успеха. Причиной такой ситуации стало то, что германские надводные корабли не рисковали заходить так далеко в советские воды, а подводные лодки действовали у Кольского залива и появились в Белом море только в конце года. Отвлечение средних подводных лодок для патрулирования сравнительно узкого горла Белого моря нельзя назвать разумным и эту задачу вполне могли выполнить малые подводные лодки XII серии. В конце концов здравый смысл восторжествовал и лодки вернули обратно в Полярное и привлекли к действиям на германских коммуникациях. Первоначально успехи советских подводных лодок были прямо скажем никакими, поскольку среди экипажей ощущалась нехватка уровня подготовки в предвоенный период (после трагической гибели пл “Д-1” на несколько месяцев были запрещены все выходы на боевую подготовку подводных лодок, а затем, было введено ограничение что все задачи могли выполняться только в районах с глубинами не превышавшими рабочие глубины погружений подводных лодок.). Экипажи лодок быстро набрали необходимый уровень подготовки и результаты дали о себе знать. Уже 14 июля - спустя всего месяц после начала войны - была одержана первая победа: “Щ-402” повреждает германский транспорт “Hanau” тоннажём 5892 гросс-регистровые тонны (иначе проходит аналогичное обозначение - брутто-регистровые тонны. Это одно и то-же). В ходе войны выяснилось, что авторитеты бывшие таковыми до войны лопнули, а люди считавшиеся бесперспективными стали признанными авторитетами. Особенно не повезло пл “Щ-422”: её командир Малышев до начала войны успешно выполнял все учебные задачи и считался одним из лучших. А вот во время боевых походов показал себя неудачно. Все (практически) атаки производились с больших дистанций и часто в спешке и без прицеливания на глазок. Это был единственный командир с которым выходил в море командир бригады подводных лодок. Он выходил с целью определения причин неуспешных походов лодки. Колышкин выходил на лодке в её 5-ый боевой поход. Результат похода обнадёживал - 2 потопленных транспорта. Однако выяснилось, что командир в ответ на упрёки комдива в безинициативности сетовал то на технику, то на экипаж. 25 июня в Москву прибыла военно-морская миссия ВМС Великобритании с целью организовать взаимодействие советского Северного флота с британским флотом Метрополии. Примечательно, что решение об отправке военной миссии в СССР принадлежало Уинстону Черчиллю, который в 1939 году ратовал за сотрудничество с Германией в случае войны Германии и Советского Союза. Отъявленный враг большевиков пишет в большевисткий Кремль письмо с просьбой принять помощь от английского флота. В 1941 году на Северном флоте побывали 5 подводных лодок ВМС Великобритании: “Tigris”, “Trident”, “Seawolf”, “Sealion” и “Sturgeon”. Английские лодки во время нахождения на Северном флоте подчинялись командованию Северного флота и использовались по единому плану совместно с нашими подводными лодками. Всего в период с августа 1941 года по январь 1942 года английские лодки выполнили 10 боевых походов и ещё 1 был выполнен в июне 1942 года. Необходимость в нахождении английских лодок отпала после перевода достраивавшихся подводных лодок с Балтийского моря. Результативность действий подводных лодок (как советских, так и английских) увеличилась значительно к концу года. Результативность-же германских подводных лодок здорово отставала от действий союзных лодок. Правда тут необходимо учитывать, что советские подводники не имели боевого опыта, германские лодки так-же боевого опыта не имели, так как выполняли первые боевые походы в своей карьере. Единственными кто имели боевой опыт были английские подводники которые воевали с 1939 года. Необходимо, также, отметить совершенно уникальные действия советских подводных лодок при ударах по базам. Все прорывы в базы осуществлялись без лоцманской проводки в подводном положении. Однако из-за откровенно слабой германской пло эти удары имели эффект. Что касается действий германских подводных лодок, то нужно сказать, что их развёртывание было произведено с опозданием по срокам и они не смогли атаковать транспортные суда во время их массового вывода из Мурманска в арктику и Белое море. В дальнейшем все (кроме одной) атаки немецких лодок на конвои отражались кораблями охранения (единственным результатом атак на конвои стало повреждение советской плавучей базы следовавшей в охранении двух эскадренных миноносцев) и германские пл смогли потопить всего один советский транспорт следовавший без охранения. Сильнейшая советская противолодочная оборона вынуждала германские лодки атаковать цели без должной идентификации, что привело к потоплению одного германского транспорта. В плане противолодочной обороны достаточно сказать, что не смотря на то, что ни одной подводной лодки не было потоплено, несколько пл получили сильные повреждения. “U-578” тяжело повреждена тараном советским сторожевым кораблём, “U-81” тяжело повреждена глубинными бомбами советским сторожевым кораблём, “UC-1” была тяжело повреждена глубинными бомбами советскими самолётами в Белом море. Первые две лодки были отремонтированы, третья исключена из списков флота как не подлежащая восстановлению. Кроме этого практически все германские подводные лодки интенсивно преследовались дозорными кораблями советского флота, поэтому большинство потерь советского флота приходится на корабли нёсшие дозоры. Попытка абвера применить свои подводные лодки на севере закончилась провалом: подводная лодка “UC-1” числившаяся в абвершколе попыталась выполнить высадку резведгруппы в районе Молотовска, предположительно с целью разведки судостроительных заводов и проведения на них диверсий, а также то-же самое в Архангельске. Лодка благополучно прошла горло Белого моря, но в самом Белом море она неожиданно была атакована советскими самолётами и тяжело повреждена. О степени её повреждения говорит тот факт, что с лодки всплыло большое количество обломков и топлива. Кроме этого подводники выпустили спасательный буй. После того, как лодка смогла всплыть, телефонный шнур обрезали оставив буй плавать (его и захватили советские корабли). В дальнейшем пл пришла в Киркинес и, после аварийного ремонта, проследовала в Берген, где была признана негодной для восстановления и исключена из списков флота. В сравнении с советской пло германская противолодочная оборона в этот период была откровенно слабой, настолько, что позволяла советским лодкам топить и атаковать транспорты прямо у причальных стенок в портах. В море она была не лучше, а низкая результативность союзных лодок в июне - августе 1941 года объясняется недостаточным уровнем подготовки советских экипажей. Достаточно сказать, что в этот год самым сильным преследованием подводной лодки германскими кораблями было со сбросом всего 56 глубинных бомб ( в 1942 - 44 годах во время преследования советских пл на них сбрасывалось за одно (!) преследование до 356 глубинных бомб). Все преследования союзных лодок проводились вяло. Артиллерийское вооружение противолодочных кораблей, как показала практика, оставалось неудовлетворительным, что и показал бой советской подводной лодки “К-3” с германским конвоем 3 декабря 1941 года. Кстати, после этого боя германским надводным кораблям рекомендовалось при всплытии советских лодок принимать артиллерийский бой только при 4-5 кратном превосходстве, а в других случаях боя не принимать. Как итог, германские противолодочные силы не смогли серьёзно повредить ни одной союзной подводной лодки и поэтому германский флот начал массовые минные постановки которые дали результаты только на следующий год. “Эффективность” германской противолодочной обороны позволяла советским и английским подводным лодкам широко применять артиллерию для атак кораблей, германские-же лодки не могли этого делать из-за сильной советской пло. Применение советскими лодками минного оружия так-же оказалось неожиданным для немцев и в 1941 году они не смогли обеспечить эффективные противоминные действия, что привело к большим потерям от мин. В свою очередь германские пл в 1941 году мин не ставили полагаясь на использование торпед. Эти предположения были обоснованы тем, что советский флот в первое время не будет готов к отражению ударов подводных лодок и они смогут одержать много побед, как было в сентябре 1939 года с английским флотом (и повторилось позднее с американским флотом). Кроме действий у побережья германские подводные лодки стали привлекаться к ударам по союзным конвоям. Однако, они не обнаружили в 1941 году ни одного конвоя, и, в результате, первым атакованным конвоем стал “PQ-7A” атакованный в январе 1942 года. Причиной таких действий явилось полное отсутствие разведки на море вызванное двумя причинами: во-первых Германия надеялась на быструю победу на суше и не ставила срыв помощи союзников СССР основной целью, и во-вторых у немцев была полная уверенность в том, что Черчилль являвшийся врагом Советского государства никогда не пойдёт на оказание помощи СССР. Поэтому приход первых конвоев оказался полной неожиданностью для немцев. Результативность в 1941 году можно увидеть по следующим данным: - Советские подводные лодки: 74 боевых похода Результативность: “Д-3” - 05.12.41 германский транспорт “Feodosia” (3075 грт) потоплен 06.12.41 германский транспорт “Ringar” (5013 грт) повреждён 06.12.41 германский транспорт “Abraham Lincoln” (9570 грт) потоплен “Щ-402” - 14.07.41 германский транспорт “Hanau” (5892 грт) повреждён 17.10.41 германский транспорт “Vesteraalen” (682 грт) потоплен “Щ-421” - 02.11.41 германский охотник за пл “UJ-1213” (354 т) потоплен 10.11.41 германский транспорт “Weissenburg” (6281 грт) потоплен “Щ-422” - 12.09.41 германский транспорт “Ottar Yarl” (1459 грт) потоплен 12.09.42 германский транспорт “Tanochorn” (336 грт) потоплен “М-171” - 02.10.41 германский транспорт “Mimona” (1147 грт) повреждён 02.10.41 германский транспорт “Ch.Sending” (3676 грт) потоплен 05.12.41 германский транспорт “Island” (638 грт) потоплен “М-172” - 15.09.41 германский транспорт “Reney” (287 грт) потоплен “М-174” - 21.12.41 германский транспорт “Emshornm” (4301 грт) потоплен “К-1” - 08.11.41 германский транспорт “Flottbeck” (1930 грт) потоплен 26.12.41 германский транспорт “Kong Ring” (1994 грт) потоплен 26.12.41 германский транспорт “Jngar Nielsen” (1862 грт) потоплен “К-2” - 10.08.41 германский транспорт “Stanja” (1845 грт) потоплен 13.08.41 германский транспорт “Hansa” (276 грт) потоплен “К-3” - 03.12.41 германский транспорт “Altkirch” (4713 грт) потоплен 03.12.41 германский охотник за пл “UJ-1708” (496 т) потоплен 03.12.41 германский охотник за пл “UJ-1403” (510 т) повреждён 03.12.41 германский охотник за пл “UJ-1416” (510 т) повреждён “К-21” - 10.11.41 германский транспорт “Rigel” (3828 грт) повреждён 21.11.41 германский транспорт “Besshaim” (1774 грт) потоплен “К-22” - 09.12.41 германский транспорт “Veidingen”(200 грт) потоплен 09.12.41 германский транспорт “Steinbeck” (2185 грт) потоплен 11.12.41 германский буксир (40 грт) потоплен 11.12.41 германский лихтер (41 грт) потоплен “К-23” - 05.11.41 германский тральщик “M-22” (874 т) потоплен 26.11.41 германский транспорт “Start” (20 грт) потоплен Итого: 26 транспортов (63065 грт), 1 тральщик (874 т), 4 охотника за пл (1870 т) - Английские подводные лодки: 10 боевых походов Результативность: “Tigris” - 17.08.41 германский транспорт “Haakon Jarl” (1492 грт) потоплен 13.09.41 германский транспорт “Richard Viz” (905 грт) потоплен “Trident” - 19.08.41 германский транспорт “Lewant” (4769 грт) повреждён 22.08.41 германский транспорт “Ostprussen” (3030 грт) потоплен 30.08.41 германский транспорт “Donau II” (2931 грт) потоплен 30.08.41 германский транспорт “Bahia Laura” (8561 грт) потоплен 26.09.41 германский охотник за пл “UJ-1201” (527 т) потоплен “Sealion” - 18.11.41 германский транспорт “Wesko” (331 грт) потоплен “Seawolf” - 24.11.41 германский транспорт “Baya” (4117 грт) повреждён Итого: 8 транспортов (26136 грт), 1 охотник за пл (527 т) - Германские подводные лодки: Результативность: “U-132” - 18.10.41 советский транспорт “Argun” (3487 грт) потоплен “U-134” - 09.12.41 германский транспорт “Steinbeck” (2184 грт) потоплен* “U-652” - 06.08.41 советское посыльное судно “PS-70” (1200 т) потоплен “U-451” - 10.08.41 советский сторожевой корабль “Jemchug” (500 т) потоплен “U-752” - 25.08.41 советский тральщик “Tsch-898” (1200 т) потоплен 27.08.41 советский сторожевой корабль “SKR-11” (1200 т) потоплен 15.12.41 советский тральщик “Tsch-889” (1100 т) потоплен “U-571” - 26.08.41 советская плавучая база “Maria Uljanova” (3970 грт) повреждёна Итого: 2 транспорта (5671 грт), 1 плавучая база (3970 грт), 1 посыльное судно (1200 т), 2 сторожевых корабля (1700 т), 2 тральщика (2300 т). Отсюда видно, что результативность германских подводных лодок в арктике сильно уступала результативность союзных лодок. При этом на счёт “U-134” был занесён потопленный германский транспорт который был потоплен советской подводной лодкой. Это было вызвано тем, что причины гибели транспорта оставались неизвестными для германского командования, а “U-134” донесла об успешной атаке транспорта в этот день, на основании чего и был сделан вывод об ошибочном потоплении своего транспорта. Реальная возможность атаки на свой транспорт мала и объясняется это тем, что он погиб у норвежского побережья в том районе где германские лодки не развёртывались в это время. Кстати необходимо отметить, что анализом потерь Германии на море занималась в 1950-е года научно-историческая группа Главного штаба ВМФ. Однако, многие участники боевых походов были не согласны с результатами её деятельности, поскольку часто были случаи когда результативность атаки подтверждалась фотографиями, а научно-историческая группа признавала эти атаки безуспешными не принимая фотоконтроль во внимание. Характерной особенностью действий советских и английских лодок являлось то, что они давали радиограммы о конвоях только тогда, когда одерживали победы. Поэтому, часто германские конвои проходили без противодействия. Эта особенность отрицательно влияла на результативность боевых действий. Германские лодки наоборот действовали широко используя радио для наведения других лодок на конвой обнаруженный одной из пл. Это объяснялось тем, что германские подводники имели большой боевой опыт, который и передавался на новые лодки действовавшие у советского побережья. Английские подводные лодки так и не применяли наведение других лодок на конвои до конца войны. Советские подводные лодки стали использовать оповещение о движении конвоев для других лодок только начиная с 1942 года, и это благотворно повлияло на успешность атак. Очередной характерной особенностью в действиях подводных лодок было то, что обе стороны не применяли специальных противолодочных поисково-ударных групп в это время. Все атаки подводных лодок проводились дозорными кораблями и кораблями охранения конвоев. В случае потери контакта противолодочные корабли возвращались на линию дозора или к конвою не делая попыток к поиску и восстановлению контактов. Попытки использовать для поиска обнаруженных лодок авиацию и надводные корабли были бесполезны, так как самолёты находились на аэродромах, а корабли в базах. И их переходы в район обнаружения занимали много времени за которое лодки успевали покинуть район обнаружения. Подводные лодки обеих сторон использовались только для борьбы с судоходством. Для противолодочной обороны они начали использоваться только начиная с 1942 года, и их успехи оказались очень даже скромными.

Denis_469: 1941 (Балтика) В момент начала войны подводные лодки Краснознамённого Балтийского флота были разбиты на три группы: одна находилась на ремонте и консервации в Лиепае, вторая находилась в тыловых базах Кронштадт и Ленинград и третья находилась в манёвренных базах. Несомненно, что сосредоточение большого количества ремонтируемых лодок в приграничной базе было не лучшим решением и оно дало о себе знать. Несмотря на то, что командующий флотом отдал распоряжение о переводе всех лодок в Усть-Двинск сразу после начала войны 5 подводных лодок (“С-1”, “Ронис”, “Спидола”, “М-71”, “М-80”) чисто по техническим причинам не смогли его исполнить, так как были не на ходу. Все они были взорваны экипажами 23 июня 1941 года во избежание захвата германскими войсками. Ещё одна пл - “С-3” - выведенная из дока была потоплена в тяжёлом артиллерийском бою германскими торпедными катерами “S-35” и “S-60” 24 июня у маяка Ужава. Подводная лодка не могла погружаться, так как имела разобранными забортную арматуру. Кроме этого, также совершавшие переход из Либавы в Усть-Двинск подводные лодки “М-77” и “М-78” были атакованы германской подводной лодкой “U-144” в районе маяка Ужава. Германская пл потопила советскую пл “М-78”. Вторая подводная лодка сумела уклониться от торпед. Всего из 11 пл находившихся в Либаве 5 были взорваны экипажами, 6 вышли из базы, 2 из них были потоплены на переходе в Усть-Двинск. Одновременно с этим советское командование начало массовое развёртывание подводных лодок в Балтийском море. Но, германское командование предвидело такие действия и прекратило судоходство в Балтийском море. Такая ситуация продолжалась вплоть до середины августа, когда германское командование вынуждено было начать снабжение своих войск по морю. Поэтому, несмотря на незначительные результаты в этот период, можно сказать, что советские подводные лодки полностью выполнили задачу по прерыванию морских коммуникаций. И для этого потребовался только сам факт наличия большого количества лодок в море. Более того, вплоть до конца года германское командование часто принимало подрывы на минах за атаки пл. В свою очередь германское командование также произвело развёртывание своих пл в Балтийском море, но масштабы были не те. Всего 5 лодок (“U-140”, “U-142”, “U-144”, “U-145” и “U-149”). Несмотря на частые доклады о победах они имели весьма скромную результативность которая объясняется большим количеством противолодочных кораблей у советского ВМФ. Начиная с июля 1941 года к боевым действиям на стороне Германии подключились финские подводные лодки, их результативность была почти нулевой. Июнь - июль 1941 года это период неудач для советских подводных лодок: большие потери без каких-либо видимых результатов ( о факте прекращения судоходства узнали только после войны ). 25 июня советская пл “М-83” получила повреждения в результате удара авиации и вследствии незнания обстановки пришла в Либаву, где приняла активное участие в боях своей артиллерией и после израсходования боезапаса и невозможности покинуть базу из-за повреждений была взорвана экипажем 27 июня 1941 года став 6 подводной лодкой погибшей в базе. 26 июня ещё одна подводная лодка была потоплена германскими силами. Советская подводная лодка “М-99” была потоплена германской подводной лодкой “U-149”. Советские подводные лодки развёрнутые на германских коммуникациях, также стали нести потери, поскольку кроме прекращения судоходства германское командование отправило в море несколько противолодочных поисково-ударных групп. Первой советской пл погибшей на вражеских коммуникациях стала пл “С-10” потопленная глубинными бомбами германскими торпедными катерами “S-59” и “S-60” в Данцигской бухте 28 июня 1941 года. В отличии от германских подводников, добившихся победы почти сразу, советские подводники смогли одержать первую победу только в июле. Подводная лодка “С-11” потопила транспорт “Schiff-11” (1781 грт) 19.07.41. Германские корабли в целях пло произвели массированные минные постановки в Балтийском море которые привели к дополнительным потерям среди советских подводных лодок. Кроме этого, к ведению противолодочных действий широко привлекалась германская авиация действовавшая с некоторым успехом. Однако, начиная с середины августа 1941 года германское командование стало перед фактом необходимости обеспечения своих наступающих войск по морю. Причиной этого явилась упорная оборона советских войск: все (практически) захваченные сухопутные коммуникации были полностью разрушены и не могли функционировать. Но к этому моменту советский флот потерял много передовых баз и лодки в основном базировались на Ленинград и Кронштадт, кроме этого германское командование проводило в увеличивающихся масштабах минирование вод. Конец августа - начало сентября 1941 года явился поворотным этапом: германские подводные лодки возвратились в базы, а советские начали одерживать победы на море. Советские пл в это время использовали все виды оружия, а применение мин лодками стало неожиданным для немецкого флота и до конца года германское командование посылало корабли на минные поля считая гибель судов результатом атаки подводной лодки. В это время финские подводники действовали без особых результатов. К середине сентября положение советского флота ещё более осложнилось из-за потери почти всех баз. В середине сентября германское командование принимает решение об уничтожении советского Балтийского флота в базах и проводит массированные удары по базам. Результаты оказались средними, а потери в самолётах большими. Подводя итог этой и всех последующих попыток германских войск уничтожить корабли в базах нужно отметить что они смогли потопить всего две лодки одна из которых была в консервации. Потери-же доходили до 20 процентов самолётов. В это время была предпринята первая в советском флоте попытка использовать подводные лодки для снабжения гарнизонов. Пл “П-1” была отправлена на Ханко, но погибла. После её гибели лодки на балтике больше не привлекались к транспортной деятельности. К концу года обстановка выглядела так: германские и финские подводные лодки были возвращены в базы из-за сильной минной опасности, а советские пл сосредоточились в Кронштадте и Ленинграде не имея других баз. Они действовали в условиях большой минной опасности. Результативность в 1941 году можно увидеть так: - Советские подводные лодки: “Л-3” - 08.10.41 германский транспорт “Gunther” (137 грт) потоплен 22.11.41 германский транспорт “Uno” (408 грт) потоплен 23.11.41 германский транспорт “Pollux” (518 грт) потоплен 26.11.41 германский транспорт “Egerau” (1142 грт) потоплен 28.11.41 германский транспорт “Henny” (764 грт) потоплен “Щ-307” - 09.08.41 германская подводная лодка “U-144” (364 т) потоплена “Щ-311” - 15.11.41 германский транспорт “Estirad” (1775 грт) потоплен “С-3” - 24.06.41 германский торпедный катер “S-35” повреждён 24.06.41 германский торпедный катер “S-60” повреждён “С-4” - 10.08.41 германский транспорт “Kaya” (3223 грт) потоплен “С-11” - 19.07.41 германский транспорт “Schiff-11” (1781 грт) потоплен “Щ-317” - 17.10.41 германский транспорт “Paula Faulbams” (1855 грт) потоплен “Щ-320” - 26.09.41 германский транспорт “Holland” (990 грт) потоплен “Щ-323” - 30.10.41 германский транспорт “Baltenland” (3724 грт) потоплен “Калев” - 07.11.41 германский транспорт “Frauenburg” (2111 грт) потоплен “Лембит” - 06.11.41 германский транспорт “Varlaten” (270 грт) потоплен 11.11.41 германский транспорт “Volltat tam” (5800 грт) потоплен 28.11.41 финский тральщик “Porkkala” (162 т) потоплен Итого: 14 транспортов (24498 грт), 1 подводная лодка (364 т), 2 торпедных катера, 1 тральщик (162 т) При этом собственные потери составили 27 подводных лодок: “Л-1” - потоплена артогнём германскими войсками в Ленинграде 09.11.41 “Л-2” - погибла на минах у Ханко 14.11.41. “Щ-301” - погибла на минах в районе о.Кери - м.Юминда 28.08.41 “П-1” - погибла на минах в Финском заливе 09.09.41 “М-71” - взорвана экипажем в Либаве 23.06.41 “М-74” - потоплена авиабомбами германскими самолётами при налёте на Кронштадт 23.09.41 “М-78” - потоплена торпедами германской подводной лодкой “U-144” к W от Вентспилса 23.06.41 “М-80” - взорвана экипажем в Либаве 23.06.41 “М-81” - погибла на минах в проливе Мухувяйн 28.06.41 “М-83” - взорвана экипажем в Либаве 27.06.41 “С-1” - взорвана экипажем в Либаве 23.06.41 “С-3” - потоплена торпедами германским торпедным катером “S-35” у маяка Ужава 24.06.41 “С-5” - погибла на минах в районе о.Кери - м.Юминда 28.08.41 “С-6” - потоплена глубинными бомбами германскими самолётами в бухте Тага-Лахт (о.Саарема) 30.08.41 “С-8” - погибла на минах у о.Суурсаари 21.10.41 “С-10” - потоплена глубинными бомбами германскими торпедными катерами “S-59” и “S-60” в Данцигской бухте 28.06.41 “С-11” - погибла на минах в проливе Соэло-Вяйн 02.08.41 “Щ-319” - погибла на минах в Финском заливе 20.09.41 “Щ-322” - погибла на минах в Финском заливе 12.10.41 “Щ-324” - погибла на минах в Финском заливе 20.11.41 “М-94” - потоплена торпедами германской подводной лодкой “U-140” к S от маяка Ристна 21.07.41 “М-98” - погибла на минах у Ханко 14.11.41 “М-99” - потоплена торпедами германской подводной лодкой “U-149” к S от маяка Ристна 26.06.41 “М-103” - погибла на минах в Финском заливе 15.11.41 “Калев” - погибла на минах у о.Кери 01.11.41 “Ронис” - взорвана экипажем в Либаве 23.06.41 “Спидола” - взорвана экипажем в Либаве 23.06.41 - Германские подводные лодки: Результативность: - “U-140” - 21.07.41 советская подводная лодка “М-94” (206 т) потоплена - “U-144” - 23.06.41 советская подводная лодка “М-78” (161 т) потоплена - “U-149” - 26.06.41 советская подводная лодка “М-99” (206 т) потоплена Итого: 3 подводные лодки (573 т) При этом собственные потери составили 1 подводную лодку: “U-144” - потоплена торпедами советской подводной лодкой “Щ-307” к N от о.Даго 10.08.41 -Финские подводные лодки: Результативность: “Vesikko” - 03.07.41 советский транспорт “Viborg” (4100 грт) потоплен “Vesihiisi” - 05.07.41 советский транспорт “Rasma” (3204 грт) потоплен Итого: 2 транспорта (6303 грт) Касаясь противолодочной обороны сторон можно сказать следующее: в течении первых месяцев войны эффективность пло обеих сторон была примерно одинаковой, однако, с отступлением советских войск и массированным минированием вод германскими кораблями это отношение изменилось. Наибольшие результаты в противолодочной обороне принадлежат минным полям - подавляющее большинство погибших советских подводных лодок погибло на минах. Следующими по эффективности стали подводные лодки им удалось в сумме потопить 4 пл (3 советских и 1 германская). Из-за активности подводных лодок обе стороны часто принимали подрывы на минах за атаки пл. Особенно этим страдало германское командование на протяжении практически всей войны. К концу года из-за свёртывания действий германских и финских подводных лодок противолодочные действия советского флота были прекращены. Германский флот начал создание глубоко эшелонированной противолодочной обороны с упором на минные постановки. Немцам удалось причинить большие потери советским подводникам, однако они не смогли защитить свои коммуникации снабжения и транспортные пути со Швецией. К этому времени относятся первые факты начала эскортирования германских транспортов кораблями шведского военно-морского флота и несения германскими транспортами в открытом море шведских флагов.

Denis_469: 1941 (Чёрное море) С вступлением СССР во II мировую войну на Черноморском флоте было произведено массовое развёртывание подводных лодок у побережья Болгарии, Румынии и Турции, а также, у своего побережья. Развёртывание лодок у турецкого побережья было вызвано ожиданием скорого вступления Турции в войну на стороне Германии. В то время турецкий военно-морской флот был достаточно сильным. Боевые действия Черноморского флота в первые два месяца отличались нервозностью, так например, ошибочное потопление советской подводной лодки советским эскадренным миноносцем “Сообразительный” было вызвано тем, что штаб не проинформировал об операции подводную лодку находившуюся у Констанцы, а надводные корабли о нахождении там на позиции нашей лодки. Результат не заставил себя ждать. Черноморский флот имел достаточно сильную группировку подводных сил, а противник имел в 1941 году всего 1 румынскую подводную лодку. Правда тут необходимо учитывать влияние ожидания вступления в войну Турции располагавшей несколькими подводными лодками. Касаясь ведения боевых действий, необходимо отметить, что как и на Балтийском море, противник предвидел массовое развёртывание советских лодок и практически полностью прекратил судоходство. Советские подводники действовали активно и инициативно, однако, из-за незначительного судоходства результаты также оставляли желать лучшего. Румынские подводники, наоборот не отличались решительностью, поскольку они учитывали мощную советскую противолодочную оборону. В итоге, румынская лодка использовалась редко. К концу года в Германии было принято решение о переброске германских лодок на Чёрное море в целях помощи румынскому флоту который достраивал ещё две лодки. К концу 1941 года судоходство стран оси на Чёрном море заметно оживилось, поскольку потребовалось организовать снабжение наступавших германских, румынских, венгерских, итальянских войск. - Советские подводные лодки: “Л-4” - 15.09.41 болгарский транспорт “Shipka” (2304 грт) потоплен 19.09.41 болгарский транспорт “Varna” (2441 грт) потоплен 11.10.41 германский транспорт “FR-12” (22 грт) потоплен “Л-5” - 10.10.41 румынский минный заградитель “Regele Carol 1” (2369 т) потоплен “Л-6” - 02.12.41 германский транспорт “Kordelia” (1357 грт) потоплен 02.12.41 германский транспорт “Kovarna” (3494 грт) потоплен “Щ-210” - 18.10.41 итальянский транспорт “Le Progress” (6875 грт) потоплен “Щ-211” - 05.08.41 румынский транспорт “Peles” (5708 грт) потоплен 29.09.41 румынский транспорт “Superga” (6154 грт) потоплен “Щ-214” - 03.11.41 турецкий транспорт “Karaltepe” (350 грт) потоплен 05.11.41 итальянский транспорт “Torchello” (3336 грт) потоплен “Щ-215” - 18.11.41 турецкий транспорт “Enije” (300 грт) потоплен “М-35” - 26.10.41 германский десантный корабль “№ 35” (143 т) потоплен 26.10.41 германский десантный корабль “№ 36” (143 т) повреждён 27.10.41 румынский транспорт “Lola” (2700 грт) потоплен Итого: 12 транспортов (35041 грт), 1 минный заградитель (2369 т), 2 десантных корабля (286 т) При этом собственные потери составили 7 подводных лодок: “Щ-204” - потоплена глубинными бомбами болгарскими сторожевыми катерами “Belomoretz” и “Chernomoretz” в 20 милях от Варны 06.12.41 “Щ-206” - потоплена по ошибке глубинными бомбами советским эскадренным миноносцем “Сообразительный” у Констанцы 26.06.41 “С-34” - погибла на минах у Бургаса 14.11.41 “Щ-211” - погибла на минах у Варны 16.11.41 “М-34” - пропала без вести у румынского побережья ----.11.41 “М-58” - погибла на минах у Констанцы 21.10.41 “М-59” - потоплена тараном румынским эскадренным миноносцем “Regele Ferdinand I” у Сулины 05.12.41 - Румынские подводные лодки: “Delfinul” - 06.11.41 советский транспорт “Uralles” (1975 грт) потоплен 09.11.41 советский катер-тральщик “Priboy”(25 т) потоплен Итого: 1 транспорт (1975 грт), 1 катер-тральщик (25 т) Касаясь противолодочной обороны сторон, можно сказать, что она была достаточно сильной. Противолодочные силы стран оси не смогли предотвратить больших потерь в своих транспортных судах, однако смогли потопить 2 советские подводные лодки. Более эффективными, как и на балтике, оказались оборонительные минные заграждения поставленные румынскими и болгарскими кораблями у своих портов и баз. Руководство Румынии учитывая большую мощь советского Черноморского флота незадолго до начала войны с СССР распорядилось отправить все более-менее ценные транспортные суда в турецкие воды, где они были интернированы до конца войны, и, поэтому, в распоряжении морского командования стран оси оказались лишь старые и небольшие по тоннажу транспортные суда. Попытка их использования в условиях сильной подводной войны привела к большим потерям в транспортах и к тому, что транспортный флот стран оси на Чёрном море оказался не в состоянии обеспечивать снабжение своих войск по морю. В это-же время итальянское командование использовало румынские месторождения нефти для снабжения своих войск воевавших в Африке. Однако и здесь морское командование стран оси не смогло обеспечить перевозки топлива. Советские подводные лодки потопили несколько итальянских танкеров, и, по признанию италянцев, итальянские войска в северной Африке потерпели поражение причиной которого стала нехватка топлива для действий наземных войск и авиации. Поняв, что флоты Румынии и Болгарии не в состоянии обеспечить снабжение наступавших войск стран оси по Чёрному морю, германское командование решает перебросить на Чёрное море до 200 транспортных судов; кроме этого, туда-же перебазировались 6 германских подводных лодок и несколько десятков сторожевых и торпедных катеров. Однако они прибыли на Чёрное море значительно позднее - в течении 1942-43 годов. Противолодочная оборона советского флота также была сильной, однако её проверка произошла на своей лодке. В самом начале войны эскадренный миноносец обнаружил неизвестную подводную лодку и потопил её. Это оказалась советская подводная лодка “Щ-206”. Румынская подводная лодка смогла потопить лишь один транспорт и один катер-тральщик. Попытки использовать её для атак советских транспортных судов оканчивались безуспешно, поскольку каждый конвой имел сильное противолодочное обеспечение и лодка не могла подойти к конвою. В целом советский Черноморский флот смог полностью обеспечить безопасность судоходства от атак подводных лодок противника.


Denis_469: Итог года. Подводя итог первого года войны необходимо отметить следующие моменты. Во-первых в 1941 году советские подводные лодки активно и инициативно действовали на всех трёх театрах военных действий. Из них на двух театрах - Балтийском и Черноморском - советские подводники смогли на некоторое время полностью прервать морские коммуникации противника, однако на них-же были понесены довольно серьёзные потери в корабельном составе. К концу года результативность советских подводных лодок значительно улучшилась, поскольку противник был вынужден начать снабжение своих войск по морю и возобновить перевозки на шведском маршруте. Большие потери в подводных лодках на Балтийском мере в этот период объясняются стремительным наступлением германских сухопутных войск и захватом ими баз советского флота и активными минными постановками германского и финского флотов. На всех театрах военных действий советские подводные лодки использовались в основном для перехвата и уничтожения транспортных судов стран оси. Особенно в этом преуспели подводные лодки Северного флота, несмотря на то, что им единственным не удалось полностью прервать морские коммуникации противника их деятельность оценивалась германским морским командованием очень высоко: 17 сентября 1941 года главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Рёдер докладывает фюреру “Пункт 2. Обзор обстановки на 15 сентября: а) Балтийское море и Финский залив. После подавления Эзеля и Даго русские военные корабли и торговые суда всё ещё будут пользоваться Кронштадтом... В настоящее время русские, по-видимому, ещё поддерживают протраленный проход через германо-финские заграждения к Ханко. Однако в последнее время никаких крупных манёвров русских кораблей в Финском заливе не наблюдалось. Их свобода маневрирования в дальнейшем будет ограничена германо-финскими минными постановками... Как только все русские базы будут подавлены, русские корабли не будут в состоянии атаковать германские морские коммуникации в Балтийском море и не смогут прорваться через подступы к Балтийскому морю, к Британским островам. б) Северная Норвегия. ... В настоящее время войсковые транспорты не в состоянии следовать восточнее Норд-Капа. Пароходы снабжения могут делать это только с большим риском. Так как активность авиации ограничивается наступлением зимы, угроза со стороны надводных сил возрастает. Подводная опасность ослаблена насколько возможно увеличением количества охотников за подводными лодками и эскортных судов. Угроза со стороны надводных кораблей, однако, остаётся, так как англичане, располагая базами в Мурманске и Архангельске, могут всегда сосредоточить более мощные силы, чем мы. Оккупация Мурманска продолжает быть важной предпосылкой для защиты наших коммуникаций. Даже после того, как будет захвачен Мурманск, операции противника в Ледовитом океане будут нарушать наши коммуникации.” В этом докладе просматриваются две главные вещи касающиеся боевых действий Северного флота. Во-первых признаются несомненные успехи советских и английских подводных лодок в действиях против судоходства; во-вторых просматривается озабоченность тем, что ВМС Великобритании получили две советские базы и могут оказывать давление на германские коммуникации. Касаясь разбора действий Балтийского флота можно отметить, что главком ВМС Германии считал успехи советских сил временными и не придавал им серъёзного значения. Однако это не означает, что германское командование не принимало никаких мер по защите своих коммуникаций. Было начато строительство глубоко эшелонированного противолодочного рубежа с целью запечатать советский флот в Финском заливе. Большое количество подводных лодок в составе Балтийского флота привело к тому, что в 1941 году германское командование всё время принимало подрывы на минах за атаки подводных лодок, что вызывало дополнительные потери от мин. Боевые действия Черноморского флота привели к фактическому уничтожения тоннажа стран оси на Чёрном море. Потери противника оказались такими, что он не смог обеспечить свои наступавшие войска по морю самым необходимым минимумом. Боевые действия английских подводных лодок действовавших на севере также отличались хорошей результативностью. Необходимо отметить, что подводные лодки Северного флота и английские подводные лодки в 1941 году не понесли вообще никаких потерь. Использование подводных лодок стран оси в действиях против советского флота в 1941 году можно назвать неудовлетворительными. На севере немцы опаздали с развёртыванием подводных лодок и они начали действовать уже тогда, когда стала применяться конвойная система. Опаздание в развёртывании не позволило германским лодкам повторить “жирные годы” теперь у советского побережья. Действия германских подводных лодок на севере отличались крайней самоуверенностью и нерешительностью, что и привело к низким результатам. На Балтийском и Чёрном морях подводные лодки стран оси вообще не смогли чего-либо сделать. И там и там они фактически не справились с задачами уничтожения кораблей и судов. В 1941 году они использовались мягко скажем вяло. Общая результативность действий подводных лодок в 1941 году может быть оценена следующими цифрами: - советские подводные лодки: 52 транспорта (122604 грт) 12 боевых кораблей (5925 т) собственные потери составили 34 подводные лодки - английские подводные лодки: 8 транспортов (26136 грт) 1 боевой корабль (527 т) собственных потерь нет - германские подводные лодки: 2 транспорта (5671 грт) 9 боевых кораблей (9743 т) собственные потери составили 1 подводную лодку - финские подводные лодки: 2 транспорта (7304 грт) собственных потерь нет - румынские подводные лодки: 1 транспорт (1975 грт) 1 боевой корабль (25 т) собственных потерь нет Касаясь противолодочной обороны сторон необходимо отметить сильную пло советского флота и совершенно неудовлетворительную пло стран оси на Чёрном и Баренцевом морях. На Балтийском море она была намного лучше, однако и там она в целом не справилась со своими задачами.

miasteepitpauke: превосходно

Denis_469: miasteepitpauke пишет: превосходно Уже давно устарело, так как написано было в 2009 году, а сейчас 2024-й год. И исследование ушло далеко вперёд.



полная версия страницы