Форум » Общий » Потопленные - или история тайваньского ВМФ » Ответить

Потопленные - или история тайваньского ВМФ

Denis_469: Ну вот пришло время начать выкладывать очень малоизвестную информацию посвящённую гражданской войне в Китае в части боевых действий на море. Вся информация сверена по данным Тайваня и КНР. Для большинства, если не всех, эта информация будет громадным откровением. Потому что в СМИ написано много лжи и фальсификаций на тему этой войне. И собственно для прояснения всех деталей той войны я и решил выложить понемногу информацию по той войне. Сейчас заканчивается написание статьи про тайваньские эскадренные миноносцы. И она будет на днях выложена на сайте.

Ответов - 7

Denis_469: Часть первая – эскадренные миноносцы гражданской войны. 2 сентября 1945 года Японская империя подписала акт о безоговорочной капитуляции на борту американского линейного корабля “Missouri”. В этот-же день вторая мировая война завершилась. А тем временем военно-морской флот Китая был в отсутствующем состоянии. Точнее сказать его вообще не было. Течении конца 1945 года и до 1948 года Китай вернул себе остатки своего довоенного флота, которые выжили под японским флагом во время второй мировой войны. А тем временем на суше, в самом Китае, проходило брожение вызванное действиями антинародного режима Чан Кай Ши. Эти брожения завершились народной революцией 1949 года, которая задела и военно-морской флот Китая. Но об этом будет позже. В течении 1948 года страны запада начали активное восстановление военно-морского флота Китая с главой целью противодействия Советскому Союзу и Коммунистической партии Китая. В это время на территории Китая уже вовсю шла гражданская война в которой сторонами были партия Гоминьдана и Коммунистическая партия Китая. На стороне первой были половина армии Китая и страны запада, на стороне второй были половина армии Китая, Советский Союз и большинство народа Китая. Как и в любой гражданской войне победа осталась за народом. Но это будет позже. А пока в 1948 году из состава ВМ Великобритании Китай начал получать первые свои корабли. Самым главным из них был лёгкий крейсер “Chuncin”, который стал самым сильным кораблём китайского флота. Впрочем не надолго. Также к воссозданию военно-морского флота Китая подключились и США начавшие поставки своих кораблей. В Великобритании на 1949 год была запланирована поставка второй партии кораблей, в том числе и 2 подводных лодок из состава английского флота. Но поставки кораблей из Великобритании в 1949 году не состоялись, как и были отменены все последующие поставки английских кораблей силам Гоминьдана в поздние годы. Первым тайваньским эскадренным миноносцем стал переданный из состава ВМФ Японии эскадренный миноносец “Yukikaze”. В китайском флоте корабль получил название “Tang Yan”. Он сохранил своё первоначальное вооружение и был отремонтирован и полностью оснащён при помощи США и с использованием японских запасных частей. В 1949 году в состав китайского флота вошли ещё 2 эскадренных миноносца: “Tai Kang” и “Tai Ping”. Это были американские эскортные миноносцы “Wyffels” и “Decker”. В американском флоте они числились эскортными миноносцами, но в китайском флоте из-за своих размеров стали числиться эскадренными миноносцами. В отличии от последующих полученных американских эскортных миноносцев, которые стали числиться сторожевыми кораблями. Вот такими были первые эскадренные миноносцы тайваньского флота времён гражданской войны в Китае. Надо сказать, что эти бывшие американские корабли в литературе часто пишутся как сторожевые корабли или фрегаты, но официально они числились эскадренными миноносцами. В 1949 году в военно-морском флоте Китая вспыхнуло восстание, в результате которого флот разделился на 2 примерно равные части, из которых одна осталась верна правительству Чан Кай Ши, а вторая стала на сторону Коммунистической партии Китая. После этого восстания Великобритания прекратила оказывать военную помощь Гоминьдану справедливо опасаясь того, что переданные тем корабли перейдут на сторону коммунистов. И переход в том-же 1949 году китайского лёгкого крейсера на сторону Коммунистической партии Китая только подтвердил их опасения. Но США продолжили оказывать военную помощь Гоминьдану. Однако в силу политических обстоятельств по отношению к КПК они стали придерживаться правила передачи Гоминадану только «оборонительных» кораблей, воздержавшись, например, от передачи Тайваню своих торпедных катеров впоследствии. После восстания 1949 года все 3 эскадренных миноносца остались верны правительству Гоминьдана. В основном это объяснялось политическими чистками экипажей кораблей и расстрелом всех сочувствовавших коммунистам из числа их экипажей. Та-же самая практика была и на остальных кораблях флота Тайваня, что не всегда помогало удержать корабли от перехода на сторону КПК. Правда по этой-же причине боеготовность кораблей падала до нулевого уровня временами. Это происходило из-за того, что расстреливались в основном самые подготовленные члены экипажей кораблей, а вместо них принимались на службу политически благонадёжные, но не подготовленные технически люди. В результате эскадренный миноносец “Tang Yan” большую часть войны был в не боеготовом состоянии и участвовал в гражданской войне только эпизодически. Правда это-же сохранило корабли от уготованной большей части тайваньского флота участи – быть потопленными. Фактически из первой тройки тайваньских эскадренных миноносцев бывших в нём на начало войны только он и дожил до её окончания. И в основном это произошло из-за того, что корабль особо не воевал.

Denis_469: Боевой путь эскадренных миноносцев: “Tang Yan” С началом гражданской войны в Китае корабль находился в боеготовом и боеспособном состоянии и активно использовался для огневой поддержки войск Гоминадана ведущих бои на побережье Китая. По причине фактического отсутствия военно-морского флота у КПК и концентрации использования авиации КПК на поддержке своих сухопутных войск корабль не испытывал какого-либо серьёзного противодействия со стороны противника. Пара случаев за 1947-1948 года попаданий под обстрел береговой артиллерии к каким-либо повреждениям не привели. Это был бывший японский эскадренный миноносец “Yukikaze” переданный Китаю Японией по репарациям в 1947 году. Во время восстания на флоте в 1949 году корабль смогли удержать под контролем Гоминьдана, но большинство его экипажа были расстреляны как сочувствовавшие коммунистам. С марта 1949 года корабль перестал быть боеготовым, и был отведён остатками экипажа на остров Тайвань во избежание дальнейших попыток его увода к КПК. Вновь боеготовым корабль стал к 1955 году, когда военно-морскому флоту Тайваня срочно стали нужны корабли для компенсации потерь понесённых от военно-морского флота Китайской Народной Республики. В первую очередь он был нужен для возмещения погибшего эскадренного миноносца “Tai Ping”, чтобы военно-морской флот Тайваня имел 2 эскадренных миноносца. В силу того, что он стал самым сильным кораблём тайваньского флота, им предпочитали не рисковать и в основном корабль использовался только в качестве дальнего прикрытия тайваньских кораблей воюющих против кораблей КНР. Основной задачей прикрытия была безопасность от внезапной встречи с китайскими «линкором» и «крейсером». Так в обоих (китайском и тайваньском) флотах называли китайские корабли имевшие 130-мм пушки «Б-13». Но за всю войну эскадренный миноносец так и не померялся силами с этими противниками. Когда действовали эти китайские корабли, тайваньский эсминец был или в базе или очень далеко в другом районе, потому так и получилось. Хотя, исходя из результатов морских боёв, можно уверенно сказать то, что в этом также было везение эсминца. В том, что его судьба хранила от встречи с таким грозным врагом. Но потери флота Тайваня продолжали расти. И потому пришлось рискнуть флагманским кораблём тайваньского флота. Силы флота Тайваня сокращались, и их уже не всегда хватало для выполнения всех поставленных задач. Это и было той причиной, по которой “Tang Yan” было решено использовать в бою. Правда невероятное везение корабля продолжило хранить его и в бою. Катастрофа, или первый и последний морской бой корабля против военно-морского флота Китая. А также история, про которую запрещено упоминать на западе. В июне 1956 года командованию военно-морского флота Тайваня стало известно, что в этом месяце военно-морской флот Китая будет проводить десантный конвой вдоль побережья для высадки на контролируемые тайваньскими войсками острова. Предполагалось, что данный конвой будет хорошо защищён сильнейшими китайскими кораблями, в том числе и теми, что имеют 130-мм артиллерию. Поэтому в середине месяца в море вышла мощнейшая тайваньская эскадра. Её задачей было уничтожение этого конвоя. По приходу к побережью эскадра разделилась на 3 части, которые начали самостоятельный поиск конвоя. Предполагалось, что каждая из частей способна самостоятельно уничтожить конвой. Но на случай, когда тот успеет укрыться в порту, предполагалось соединение групп в единую эскадру и общая атака на порт для уничтожения судов конвоя и его охранения. Сама эскадра, поэтому, формировалась из быстроходных кораблей. 20 июня группа в составе эскадренного миноносца “Tang Yan” и сторожевого корабля “Tai Chao” нашла искомый конвой и атаковала его. Конвой охранялся всего 2 сторожевыми катерами «539» и «540». Оба сторожевых катера имели по 2х2 37-мм артустановки “Type 76”. Эти артустановки являлись китайскими копиями советских 37-мм артустановок «В-11М». Конвой состоял из 4 транспортов гружённых ценным имуществом, оружием, боеприпасами и десантниками. Дальше состоялся один из эпических морских боёв, которыми полна история войны на море во время гражданской войны в Китае. Суда конвоя немедленно направились к ближайшему порту Мавей, а сторожевые катера смело пошли на противника, чтобы дать время судам укрыться в порту. Пока сторожевые катера приближались на дальность стрельбы оба тайваньских корабля вели артиллерийский огонь по транспортам и повредили попаданиями 120-мм и 76-мм снарядов китайский транспорт “Amway”. Но как только китайские сторожевые катера открыли артиллерийский огонь по тайваньским кораблям весь огонь был перенесён на них. Обе стороны применяли дымовые завесы, потому результаты стрельбы сторожевых катеров не известны. В свою очередь тайваньские корабли не смогли добиться попаданий по сторожевым катерам и те вышли из боя сразу, как получили информацию о том, что все торговые суда укрылись в порту. Вот таким образом 2 китайских сторожевых катера смогли отстоять конвой и сохранить жизни множества китайских десантников и матросов. Тайваньские корабли отошли в море и вызвали 2 другие группы для соединения. Атака на порт была назначена на вечер 21 июня. Казалось, что всё – успех гарантирован, как гарантирована и громкая победа. Состав конвоя был известен, его охранение в виде 2 сторожевых катеров предотвратить разгром конвоя не могло. Но это были взгляды с одной стороны. Тайваньской. А с китайской взгляды на будущее немного отличались от радостных мыслей тайваньских противников. В силу того, что перебросить корабли для усиления охранения конвоя не представлялось возможным, было решено экстренно перебросить пригодную для ударов по кораблям авиацию. В течении дня наскребли столько самолётов, сколько могли экстренно перелететь до ночи на ближайший к Мавею аэродром, и отправили их туда вместе с техниками отправленными транспортным самолётом. Все боевые самолёты были отправлены с подвешенным боезапасом, потому что никто не знал времени нападения на порт, и на приём боезапаса времени банально могло не хватить. Вот так с подвешенным боезапасом самолёты и садились на дозаправку на аэродром. С рассветом 21 июня в воздух была поднята спешно сколоченная авиагруппа в составе 18 самолётов «Орёл-301А», 4 самолётов «Ил-28» и 8 истребителей «МиГ-17» для прикрытия ударных самолётов. Авиагруппа была поднята сразу, как только радиоразведка сообщила о месте тайваньской эскадры. Управление ударом осуществлялось с борта 1 самолёта «Ил-28», который был вооружён также, как и другие такие-же самолёты. Описывая самолёты «Орёл-301А» можно сказать, что это были единственные в мире реактивные торпедоносцы-истребители. Кстати успешно прошедшие Корейскую войну. Их история создания восходит к 1951 году, когда из СССР для авиации Китая поступили истребители «МиГ-9М». Вскоре стало ясным, что против американских истребителей “F-86” они не годятся, и Китай затребовал из СССР самолёты «МиГ-15». А тем временем в Китае начали думать над тем, что делать с имеемыми «МиГ-9М». При помощи СССР эти самолёты были переделаны в ударные самолёты-торпедоносцы, но при этом сохранили своё первоначальное вооружение. Модернизация коснулась установки узла подвески торпеды «РАТ-52» под фюзеляжем. После сброса торпеды самолёты могли применяться как истребители. Что касается их торпедоносных качеств, то при сбросе торпеды на максимальной скорости 780 км/ч у торпеды двигатель запускается ещё в воздухе, и она летит по воздуху на расстояние 5000 метров, а после приводнения проходит в воде ещё 500 метров. Дальность пуска торпеды составляет 5000 метров, что компенсирует ошибку в определении дальности до цели. Самолёты «Ил-28» вместо торпед несли 212-мм неуправляемые ракеты. Это решение было принято из-за того, что с торпедами у самолётов банально могло не хватить скорости для прорыва к целям через их истребительное охранение. Истребители «МиГ-17» имели штатный артиллерийский боезапас и не имели каких-либо переделок или нештатного вооружения. А тем временем тайваньская эскадра собиралась, но полностью собраться не успела до удара. Правда, отдавая дань прозорливости тайваньцев, те предполагали, что по кораблям будут удары авиации, и потому над кораблями основной группы летали 6 истребителей “F-86F”. Этого количества считалось достаточным для прикрытия кораблей. И вот поднятая китайская авиагруппа направляется к тайваньской эскадре. Первыми была обнаружена группа из эскадренного миноносца “Tai Kang” и сторожевого корабля “Tai An”, на атаку которых из ударной группы были выделены 1 «Ил-28» и 6 «Орёл-301А». Оба корабля встретили приближающиеся торпедоносцы зенитным огнём, но все самолёты смогли успешно выпустить 6 торпед «РАТ-52». По 3 торпеды в каждый корабль. Дальность пуска составляет 5000 метров. В каждый корабль попало по одной торпеде. «Ил-28» разрядился по тонущему эскадренному миноносцу. После ухода «Ил-28» с места атаки кораблей на поверхности не было, и в воде плавал 21 человек. Остальная часть эскадры перестроилась в ордер ПВО с эскадренным миноносцем в центре. Китайские самолёты разделились для атаки кораблей с 3 сторон. «МиГ-17» связали боем тайваньские “F-86F”. Тайваньские истребители пытались перехватить торпедоносцы, но те прорвались к кораблям на скорости 780 км/ч. Тайваньские истребители имели максимальную скорость 800 км/ч и перехватить не смогли до атаки. Первыми атаковали 6 самолётов сторожевые корабли «T'ai Chao» и «Hsin An». В каждый из которых было сброшено по 3 торпеды. В каждый корабль попали по 1 торпеде и они оба затонули. Вскоре после этого догонявшие тайваньские истребители «МиГ-17» сбили 1 тайваньский “F-86F” пока те гонялись за торпедоносцами. Следующая атака была выполнена 4 торпедоносцами против эскадренного миноносца “Tang Yan”. По нему были сброшены 4 торпеды, от которых корабль смог уклониться. Затем эскадренный миноносец был атакован «Ил-28» и получил несколько попаданий неуправляемыми ракетами которые уничтожили 2 зенитных автомата. Последние 2 торпедоносца атаковали сторожевой корабль «T'ai Ho». Он до этого был атакован самолётом «Ил-28» и получил много попаданий 212-мм неуправляемыми ракетами. После попаданий неуправляемых ракет корабль потерял в скорости, и вероятно было повреждено рулевое управление. На корабль были сброшены 2 торпеды, которые попали в цель. После попаданий торпед корабль немедленно затонул. Тем временем в воздухе китайские «МиГ-17» сбили ещё 1 “F-86F”, а облегчившиеся от торпед «Орёл-301А» также завалили 1 “F-86F” удачным попаданием снаряда в кабину пилота истребителя. Готовившийся к атаке последний «Ил-28» вынужден был отменить атаку на эскадренный миноносец, т.к. по радио было получен предупреждение о подходе большого количества истребителей Тайваня и всем было приказано возвращаться. Потери китайской авиации составили 2 «МиГ-17» сбитых тайваньскими “F-86F”. После ухода китайских самолётов и появления множества тайваньских истребителей над кораблём, его экипаж плясал от радости и обнимался. И было чему радоваться – он оказался единственным кораблём, который смог пережить эту бойню. Снова невероятное везение корабля спасло ему жизнь. После этого боя корабль не использовался более для нарушения коммуникаций китайского флота. Да и в целом, после такой катастрофы военно-морской флот Тайваня резко снизил активность в китайских водах и более не представлял большой угрозы для противника. Флот Тайваня резко сократился и нужно было время для того, чтобы он получил новые переданные из состава ВМФ США корабли. Но даже после получения 1 эскадренного миноносца и нескольких сторожевых кораблей взамен потопленных, тайваньский флот прекратил активное ведение боевых действий против ВМФ Китая. Слишком крупным был разгром флота и слишком большими были разовые потери. В результате до конца гражданской войны корабль или стоял в базе или совершал учебные выходы в водах недалеко от острова и обязательно под прикрытием авиации. После получения новых и более современных эскадренных миноносцев из состава военно-морского флота США корабль был исключён из списков флота в 1972 году.

Denis_469: “Tai Ping” В отличии от вышеупомянутого эскадренного миноносца, корабль, и его собрат, во время восстания 1949 года особых потерь в экипажах не понесли и были боеспособными. Пока у КНР не было боевых кораблей корабль применялся для блокады побережья Китая, уничтожения рыболовных джонок, минирования вод. Также привлекался для охранения конвоев и иногда для ведения артиллерийской поддержки войск Гоминьдана ведших бои с китайской армией. Но идиллия продолжалась не долго. ВМФ Китая создавался и крепчал не по дням, а по часам. И скоро кораблю предстояло узнать про это. Первый раз корабль встретился с боевыми кораблями противника 5 марта 1950 года, когда он был флагманским кораблём тайваньской эскадры в районе острова Хайнань. В этот день тайваньская эскадра встретилась с китайским десантным соединением из переоборудованных парусно-гребных джонок. То, что было дальше не имеет аналогов в современной истории и является позорным пятном американского оружия, про которое также запрещено упоминать на западе. После тотальной реквизиции был собран флот в составе 2130 парусно-гребных джонок разного размера. Несколько десятков (примерно 5) наиболее крупных джонок были вооружены и стали сторожевыми кораблями. Это были весьма своеобразные сторожевые корабли которые имели деревянные корпуса, парусное вооружение для хода и вёсла для движения во время отсутствия ветра. Джонки имели 1-2 замаскированные горные пушки “Type 94”. Эти пушки были взяты флотом у армии и джонки были оборудованы для их применения. Фактически это была разовая акция вынужденно сделанная. Вечером того-же дня эта армада встретилась с тайваньской эскадрой в составе эскадренного миноносца “TaiРing” и 13 других боевых кораблей классом сторожевой корабль (фрегат) – тральщик – канонерская лодка. Это был эпический бой парусных джонок с современными боевыми кораблями Тайваня. После встречи китайского флота и тайваньской эскадры китайские сторожевые корабли на вёслах подошли к тайваньским кораблям. На тех думали, что это такие-же десантные корабли, что и меньшие и решили начать захват с них. Потому подпустили к себе близко. Как только корабли флотов смешались, китайские сторожевые корабли открыли артиллерийский огонь в упор из своих палубных артустановок. Первый удар пришёлся на тайваньский эскадренный миноносец который быстро был выведен из строя и едва-едва смог уйти в тяжело повреждённом виде. Собственно тот эскадренный миноносец спасло отсутствие ветра, из-за которого китайские сторожевые корабли не смогли догнать его. Потому что догоняли на вёслах! Следующий бой свёлся к стрельбе сторон в упор друг по другу на пистолетных дистанциях порядка 20-50 метров. На таких дистанциях углов склонения тайваньских артиллерийских установок не хватало, чтобы вести огонь по корпусам китайских сторожевиков и они могли стрелять только по надстройкам. Бронебойные и полубронебойные снаряды просто прошивали корпуса джонок навылет не взрываясь. Тайваньская эскадра приготовилась к бою с современными кораблями с металлическим корпусом, а тут такое… С другой стороны китайские корабли также вели огонь в упор. Но их артустановкам углов вертикального наведения хватало. После того, как были тяжело повреждены и вышли из боя ещё 2 канонерские лодки тайваньской эскадры, все остальные корабли также начали выходить из боя с разной степенью повреждений. При этом они начали пытаться потопить десантные корабли ВМФ Китая. Им удалось потопить около 10 десантных кораблей, но за время боя основная часть флота в составе почти 2000 десантных кораблей уже успешно высадила десант. При этом последние полчаса десантные корабли шли на вёслах. Но самое интересное заключается не в самом бое, а в том, что китайский флот выиграл морской бой у качественно превосходящей тайваньской эскадры и смог защитить десантные корабли от уничтожения. Из 2130 кораблей китайского флота тайваньская эскадра смогла потопить только 10 десантных кораблей. Ни один китайский сторожевой корабль потоплен не был. Около 20 сторожевиков были тяжело повреждены, но остались на плаву и смогли, позже, подойти к берегу и оказывать артиллерийскую поддержку десанту вместе с другими сторожевыми кораблями Китая. После боя корабль ушёл на Тайвань в капитальный ремонт. Это был позорный для тайваньского флота бой. Проигранный начисто. И кому! Парусно-гребным джонкам! После ремонта корабль вернулся в боевой строй и снова начал активно использоваться против китайского флота. Следующий раз кораблю довелось вступить в бой 18 марта 1954 года. Тогда эскадра в составе эскадренного миноносца, 1 тральщика типа «АМ» и 1 охотника за подводными лодками типа «PC-461» встретилась с 2 китайскими канонерскими лодками и вступила в бой. Бой начался на дистанции 85 кабельтов открытием артиллерийского огня китайской канонерской лодкой. Артиллерийский огонь продолжался до дистанции 100 кабельтов, когда канонерская лодка прекратила стрельбу из 100-мм артиллерии. Попаданий снарядами она не добилась. Стрельбу вели китайские канонерские лодки «Яньань» и «Жуйцзинь». Последняя на дистанции 85 каб успела выпустить 11 76-мм снарядов, но попаданий также не добилась. Тайваньские корабли вышли из из боя на зигзаге. В этом бою тайваньский эскадренный миноносец изображал из себя движущуюся мишень и так и не смог сблизиться на дистанцию 75 каб и менее для ведения стрельбы по противнику. Очередной проигранный боя для корабля. Но винить тайваньских моряков не стоит – доставшийся им корабль уже не соответствовал современным требованиям и не мог вести боевые действия против китайских кораблей оснащённых современными советскими артиллерийскими установками. И при встрече с таким противником тайваньский эскадренный миноносец сделал самое мудрое – он побежал прочь. Корабль не пострадал в бою, но моральное ощущение экипажа от такого боя было не самым приятным. Но война продолжалась и кораблю ещё предстояло встретиться с врагом снова. Гибель 14 ноября 1954 года эскадренный миноносец “Tai Ping” находился в блокадном дозоре у побережья Китая вместе со сторожевым кораблём “TaiHo”. Это была рутинная работа по отстрелу коммунистических джонок и досмотру нейтральных судов на предмет контрабанды. Но эта деятельность сильно мешала Китаю, и потому было принято решение о нанесении удара по блокадным кораблям силами флота Китая. Выбраны были торпедные катера. И в этот день в море из ближайшей базы вышли китайские торпедные катера «155», «156», «157» и «158». Это были торпедные катера проекта 123 полученные из СССР в рамках военной помощи. Торпедные катера быстро нашли тайваньские корабли и атаковали их. Тайваньские корабли открыли артиллерийский огонь по катерам и начали маневрирование по уклонению от торпед, но 1 торпеда всё-таки нашла свою цель. Это была 450-мм торпеда «45-36НУ». 1 из 2 торпед выпущенных торпедным катером «158». После попадания торпеды тайваньский эскадренный миноносец “Tai Ping” медленно затонул. Китайские торпедные катера повреждений не получили.


Denis_469: “Tai Kang” Аналогично своему собрату “Tai Ping” эскадренный миноносец не понёс значительных потерь в экипаже во время восстания 1949 года. Точно также корабль остался боеспособным и активно применялся в боевых действиях во время гражданской войны. И точно также, как и собрату, ему пришлось встретиться с кораблями нового китайского флота в боях. Правда судьба корабля была также полностью аналогична судьбе своего собрата – он также был потоплен китайским флотом. Первоначально эскадренный миноносец применялся для блокады побережья Китая, уничтожения рыболовных судов и джонок у побережья, досмотра нейтральных судов у побережья Китая и иногда для минных постановок и огневой поддержки сухопутных войск Гоминьдана воюющих против Китайской народной армии на побережье. Время от времени корабль применялся для охранения различных конвоев. Но в первые годы гражданской войны у Китая военно-морского флота не было, но он только создавался. Это, а также то, что командование военно-морского флота Тайваня предпочитало не рисковать эскадренными миноносцами лишний раз, привело к тому, что корабль совсем немного раз участвовал в морских боях с противником. Ну не считать же расстрел безоружных рыболовных парусных джонок морскими боями? Во время высадки Китайской народной армии на остров Хайнань корабль находился очень далеко и занимался рутинной блокадой побережья. Потому в сражении не поучаствовал. Корабль пытались использовать для организации блокады острова Хайнань, но вскоре от этой затеи отказались в связи с высокой рискованностью от береговой артиллерии и авиации. Несмотря на то, что на то время ПВО корабля считалось эффективным и современным, было принято решение не рисковать кораблём. Первый морской бой корабля состоялся 24 июня 1954 года, когда эскадренный миноносец встретил в море китайские сторожевые катера «517» и «518» и открыл по ним артиллерийский огонь из 76-мм и 40-мм артустановок. Сторожевые катера оторвались от преследования, но попаданиями снарядов сторожевой катер «518» был повреждён. После боя блокадная деятельность корабля была продолжена в обычном режиме. Гибель Второй морской бой стал последним для корабля. Эскадренный миноносец участвовал в катастрофическом выходе тайваньской эскадры на перехват китайского конвоя, который имеет название катастрофа. Во время обнаружения конвоя эскадренный миноносец находился далеко от него и направился к эскадре сразу, как получил приказ на соединение сил. Вместе с ним в том походе и той группе шёл сторожевой корабль “Tai An”. 21 июня 1956 года оба корабля не успели соединиться с эскадрой, когда были обнаружены и атакованы китайскими самолётами. Эскадренный миноносец вёл зенитный огонь по самолётам, но его ПВО оказалась совершенно неэффективной. В атаку по кораблю вышли 3 самолёта «Орёл-301А». Самолёты сбрасывали торпеды на дистанции 5000 метров от корабля. А этой дистанции зенитный огонь корабля был совершенно не эффективен. Из 3 сброшенных торпед в корабль попала 1. После её попадания эскадренный миноносец начал тонуть, но продолжал вести стрельбу по самолётам. После этого самолёт «Ил-28», выполнявший функции управления атакой торпедоносцев, сам атаковал тонущий корабль выпустив по нему 212-мм неуправляемые ракеты. Попадания этих ракет окончательно добили корабль, и он быстро затонул. Сторожевой корабль “Tai An” также был потоплен во время этой атаки. Из экипажей 2 кораблей выжили 21 человек, которые были увидены плавающими на поверхности моря с самолёта «Ил-28» осуществлявшего, после атаки, контроль результатов.

Denis_469: “Shin Yang” Это был четвёртый эскадренный миноносец военно-морского флота Тайваня участвовавший в гражданской войне. Корабль был переоборудован из бывшего японского эскадренного миноносца “Namikaze” полученного в счёт репараций с Японии в 1947 году и вооружён 120-мм артиллерийскими установками. В военно-морском флоте Тайваня корабль считался аналогом китайского «крейсера» и предназначался в основном для дальнего прикрытия лёгких надводных сил Тайваня действующих против китайского флота. В самом начале войны корабль активно использовался для блокады побережья Китая и потопил наибольшее количество китайских джонок и рыболовных судов. После появления в море китайского военно-морского флота корабль не слишком активно участвовал в боевых действиях по причине своей не высокой скорости хода. Его первый морской бой с реальным противником в виде боевых кораблей состоялся 27 июня 1950 года. Тогда, после успешной высадки китайской народной армии и поражения первой тайваньской эскадры, эскадра возглавляемая эскадренным миноносцем “Shin Yang” была брошена в бой с задачей уничтожения следующих через пролив десантных кораблей и блокады острова. Но вместе с десантными кораблями, а точнее чуть позже них китайский флот переправил на близлежащие острова береговые батареи и все свои импровизированные боевые корабли созданные вооружением подвернувшихся судов торгового флота Китая. Тайваньская эскадра состояла из этого эскадренного миноносца, сторожевых кораблей “Ying Com” и “Tai An”, 2 тральщиков типа «АМ» и 2 канонерских лодок, которыми были охотники за подводными лодками типа “PC-461”. Китайский флот ещё не успел установить береговые батареи на островах и потому весь удар этой эскадры пришёлся на китайские сторожевой корабль «Форинт» и плавучую батарею. Чтобы был понятен расклад сил можно сказать, что эскадренный миноносец имел 2 120-мм артустановки, 1 сторожевой корабль имел 2 102-мм артустановки, другой сторожевой корабль имел 3 76-мм артустановки. Каждый тральщик и канонерская лодка имели по 1 76-мм артустановке. В ходе боя к тайваньской эскадре присоединились 2 сторожевых катера имевших малокалиберные артустановки. Китайский сторожевой корабль имел 4 75-мм армейские пушки “Type 94”, а плавучая артиллерийская батарея была переоборудована из плавучего дока с установкой на палубе дока 3 100-мм артустановок «Б-34» с дальномером на 1 башне дока. К плавучей батарее был приписан вооружённый буксир, который и таскал её во время боя. Буксир был вооружён 57-мм пушкой, но в бою не участвовал по причине того, что дистанция была слишком большая. Сначала китайский сторожевой корабль вступил в бой с тайваньскими тральщиком и 2 сторожевыми катерами которые шли к островам для обеспечения контрдесанта ВМФ Тайваня. После начала боя, не ожидавшие наличия китайских кораблей в районе тайваньские тральщик и сторожевые катера начали отходить в море увлекая за собой китайский сторожевик. Выйдя в море китайский сторожевой корабль встретил тайваньские эскадренный миноносец и 2 сторожевых корабля и сам начал отходить под прикрытие плавучей батареи, которая открыла артиллерийский огонь. Весь бой проходил как заманивание китайским сторожевиком тайваньских кораблей под огонь плавучей батареи и висение на хвосте отходивших тайваньских кораблей чтобы не дать тем возможность выйти из боя. В это время тральщик и 2 сторожевых катера Тайваня сами пытались отсечь сторожевой корабль от крупных тайваньских кораблей. Плавучая артиллерийская батарея вела артиллерийский огонь по тральщику и крупным боевым кораблям Тайваня. Попаданиями снарядов был повреждён тайваньский тральщик, который затонул на следующий день. Предположительно добилась попаданий снарядов в другие тайваньские корабли.В это время тральщик и 2 сторожевых катера Тайваня сами пытались отсечь сторожевой корабль от крупных тайваньских кораблей. В ходе боя несколькими попаданиями 75-мм снарядов сторожевой корабль потопил 1 тайваньский сторожевой катер и повредил тайваньский тральщик. Этот тральщик затем был добит попаданиями 100-мм снарядов с плавучей батареи. В свою очередь тайваньские корабли смогли повредить китайский сторожевой корабль «Форинт». Причём так, что он не успел уйти до наступления шторма, и был выброшен на камни и затонул. Невзирая на формальную ничью (обе стороны потеряли по 1 крупному кораблю – тайваньцы тральщик, китайцы сторожевой корабль), без учёта потопленного тайваньского сторожевого катера, фактически китайский флот выиграл бой. Потому что тайваньские корабли были вынуждены отойти в море из пролива, а затем начался шторм. Этот шторм дал время (несколько дней) на то, чтобы были возведены береговые батареи привезённые морем. В ходе боя ни одна из барж гружённых орудиями не пострадала, и к моменту окончания шторма береговые батареи были в основном готовы. Полностью были готовы трёхорудийная 130-мм и четырёхорудийная 100-мм береговые батареи и частично готова вторая 100-мм батарея. И после окончания шторма тайваньские корабли вновь пошли к островам. Но тут их встретила береговая артиллерия. Осознав что всё – поезд ушёл, тайваньские корабли отказались от прорыва в пролив и блокады острова Хайнань. Правда во время боя, а точнее односторонней стрельбы береговых батарей по тайваньским кораблям, никто из кораблей не пострадал. Таким образом тайваньский флот упустил последнюю возможность блокировать остров Хайнань. В дальнейшем эскадренный миноносец использовался для блокады побережья Китая. Его везение позволило кораблю избежать атак торпедных катеров противника. В катастрофическом выходе июня 1956 года корабль не участвовал по причине своей недостаточной скорости. И благодаря этому выжил. После той катастрофы тайваньские эскадренные миноносцы больше не выходили к побережью Китая и занимались учебными походами вокруг острова под прикрытием авиации. В феврале 1959 года корабль вновь был привлечён к боевым действиям. Его задачей стало прикрытие двух транспортов с грузами для тайваньских солдат действовавших на побережье Жёлтого моря. Вместе с ним шёл в охранении тайваньский фрегат “Hengyang”, который также был получен от Японии по репарациям и относился к эскортным миноносцам. 28 февраля тайваньский конвой встретился с китайской учебной эскадрой в составе 2 подводных лодок и 1 сторожевого корабля. Стороны не ожидали появления друг друга, но для скрытности не пользовались радиолокационными станциями. Потому встреча стала внезапной для обеих сторон. Первыми распознали противника китайские подводные лодки, которые и атаковали. Каждая выпустила по 1 торпеде, но тайваньские корабли успешно уклонились от торпед. При этом подводные лодки они приняли за торпедные катера и открыли по ним артиллерийский огонь из всей артиллерии. Обе подводные лодки были повреждены артиллерийским огнём, но смогли погрузиться. Их выход из боя прикрыл собой китайский сторожевой корабль. Им оказался также бывший японский фрегат типа “C” или типа “D”. В ходе боя огневая мощь тайваньских кораблей была подавляющей и китайский сторожевой корабль был тяжело повреждён, но и сам смог нанести некоторые повреждения противнику. Но также в море на учениях находилась китайская эскадра из первых трёх сторожевых кораблей проекта 50. И в критический момент она пришла на помощь. Китайские сторожевые корабли открыли артиллерийский огонь с предельной дистанции и быстро начали поражать тайваньские корабли. Ведение боя в ночных условиях для тайваньской эскадры оказалось почти невозможным. Оба тайваньских боевых корабля потеряли убитыми и ранеными почти 90% численности экипажей, но их гибель не состоялась по причине тяжёлого повреждения китайского первого сторожевого корабля, на помощь которому ушли все три новых сторожевика. В результате эскадренный миноносец сумел выйти из боя и вернуться на остров. По результату этого боя было установлено превосходство новых китайских сторожевых кораблей проекта 50 над тайваньскими кораблями. Было выяснено, что их совершенная система управления артиллерийским огнём позволяет им вести огонь ночью и на больших дистанциях. А высокая точность длинноствольных 100-мм артиллерийских установок позволяла быстро добиваться попаданий на больших дистанциях. Всего этого тайваньские корабли делать не могли. Фактически это был последний бой флотов во время гражданской войны в Китае в котором участвовали тайваньские эскадренные миноносцы. После окончания войны корабль был исключён из списков флота в 1970-х годах, после того, как флот получил более новые и современные корабли.

Denis_469: “Nan Yang” Бывший американский эскадренный миноносец “Plunkett” полученный военно-морским флотом Тайваня в 1958 году. Корабль предназначался для возмещения потерь тайваньского военно-морского флота в эскадренных миноносцах после катастрофы 1956 года, но в боях не участвовал. “Han Yan” Бывший американский эскадренный миноносец “Hilary P. Jones”, переданный военно-морскому флоту Тайваня в 1954 году для возмещения потери эскадренного миноносца “Tai Ping” потопленного торпедными катерами. В боях не участвовал по причине того, что не был боеготов до событий июня 1956 года. И по этой-же причине не участвовал в том боевом походе. После того боя выходы эскадренных миноносцев Тайваня к побережью Китая были запрещены как высоко рискованные. Потому в дальнейшей войне не участвовал. “Hsien Yang” Бывший американский эскадренный миноносец “Rodman” переданный военно-морскому флоту Тайваня в 1955 году. До июня 1956 года был небоеготов и потому в том боевом походе не участвовал. А после боя выходы эскадренных миноносцев Тайваня к побережью Китая были запрещены, и корабль остаток войны занимался только учебными походами.

Denis_469: Подводя итог деятельности эскадренных миноносцев военно-морского флота Тайваня можно сказать, что они были полностью неудачными. Впрочем это справедливо сказать вообще про действия всего военно-морского флота Тайваня в той войны и действия всех классов кораблей его флота. Нужно сказать, что практически всю войну военно-морской флот Тайваня количественно превосходил военно-морской флот Китайской Народной Республики, но само по себе количество ничего не даёт. Нужно ещё и качество оружия и уровень боевой подготовки экипажей и настрой на победу. Имевший в начале войны 3 эскадренных миноносца, в конце войны флот имел уже 5 эскадренных миноносцев, но деятельность флота была парализована постоянными потерями. В начале войны все 3 эскадренных миноносца активно использовались против китайского флота. В конце войны уже никто из командования ВМФ Тайваня и не думал оправлять корабли к побережью Китая. И кроме потерь причин для этого было несколько. Так ПВО кораблей было однозначно признано неудовлетворительным. Даже у последней тройки кораблей полученных из США в ходе войны. Короткоствольная американская 127-мм универсальная артиллерия уступала не только советским 130-мм артустановкам «Б-13», но и 100-мм артустановкам «Б-34». Потому при внезапной встрече с китайскими кораблями тайваньским кораблям грозила почти неминуемая гибель. А ведь китайский флот усиливался и количественно и качественно. Так в дополнение к 2 кораблям имевшим 130-мм пушки из СССР Китай получил ещё 4 эскадренных миноносца с такой-же артиллерией. В самом Китае вовсю шло строительство сторожевых кораблей со 100-мм артустановками «Б-34». И это было очень страшно для тайваньцев. Потому что короткоствольные американские 127-мм артустановки давали слишком большое рассеивание на больших дистанциях и попадание могло быть лишь случайным. С другой стороны советская артиллерия обеспечивала высокую точность стрельбы на больших дистанциях, что и нашло своё подтверждение на практике во время войны. Кроме того превосходство в скорости полученных из СССР эскадренных миноносцев над тайванскими не позволяло последним надеяться на возможность сбежать от противника, как они это делали встречаясь с хорошо вооружёнными кораблями ВМФ Китая до этого. Характерным примером стал первый проход китайского корабля Тайваньским проливом после войны. Не взирая на завершение войны Тайвань заявил, что он будет атаковать любой китайский корабль идущий Тайваньским проливом. Это было указанием для всего мира о том, что Тайвань контролирует пролив. И когда стало известным о том, что 1 китайский эсминец направляется в пролив из Тайваня вышли 3 бывших американских эсминца для уничтожения его. Но трезво оценив ситуацию и взвесив все шансы, руководство Тайваня отозвало свои эсминцы в базу. После чего китайский корабль прошёл проливом и в дальнейшем эскадренные миноносцы Китая успешно защищали судоходство у побережья Китая. Оценивая соответствие характеристик кораблей условиям войны нужно сказать следующее: все эскадренные миноносцы военно-морского флота Тайваня в общем и целом соответствовали предъявляемым требованиям на начало гражданской войны в Китае, когда у НОАК ещё не было своего военно-морского флота. Но к концу войны характеристики тайваньских эскадренных миноносцев уже совершенно не соответствовали предъявляемым требованиям. Причём характеристики всех эсминцев без исключения, в том числе и переданной тройки бывших американских эскадренных миноносцев. Давая характеристики типам тайваньских кораблей нужно сказать следующее: Эскадренный миноносец “Tang Yan” был самым мощным кораблём тайваньского флота, после перехода на сторону НОАК лёгкого крейсера. Корабль имел довольно мощную артиллерию главного калибра, но совершенно не удовлетворительную ПВО для войны. Максимальная скорость хода корабля составляла всего 32 узла. Этого было достаточно для действий против тихоходных кораблей противника, но совершенно не достаточно для ведения боевых действий в конце войны. Система управления стрельбой главного калибра сильно уступала аналогичным системам советского производства появившихся на кораблях нового китайского флота. В первую очередь системам управления огнём 100-мм и 130-мм советских артиллерийских установок. Это не позволяло надеяться на равные возможности ведения морского боя с новыми кораблями китайского флота. Правда точность стрельбы орудий главного калибра корабля можно признать хорошей, и как минимум не уступающей советским 100-мм артустановкам «Б-34». Но вот скорострельность орудий оказалась недостаточной для эффективного ведения морского боя в условиях новой войны. 25-мм зенитные автоматы оказались неспособны обеспечивать эффективную и достаточную ПВО корабля. Зениток было мало, они имели маломощные снаряды и их прицелы не были приспособлены для стрельбы по скоростным самолётам. Другими словами корабль был беспомощен перед авиацией, что и было успешно выявлено. О причине позднего появления подводных лодок в составе китайского флота противолодочные возможности корабля оказались невостребованными и, потому, дать им объективную оценку нельзя. В общем итоге выживаемость корабля во время войны обеспечивалась не его оружием или техническими характеристиками, а самым обычным и весьма сильным везением. Корабль дважды был на волосок от гибели, но чудесным образом спасался и возвращался в базу. Эскадренные миноносцы типа “Tai Ping” вынесли на себе основную нагрузку ложившуюся на эскадренные миноносцы тайваньского военно-морского флота во время гражданской войны. Но оба корабля были потоплены, а их гибель привела к пониманию того, что в современных условиях нужны новые и более лучшие корабли. Также их гибель привела к тому, что США воздержались от передачи Тайваню своих эскадренных миноносцев типа “Gearing” и “Fletcher”, чтобы советы не могли их показательно утопить, продемонстрировав тем самым слабость американского флота перед советским оружием. Все 3 переданных во время войны эскадренных миноносца относились к довоенным типам кораблей, которые потерять было не жалко. Эти эскадренные миноносцы типа “Tai Ping” были немного крупнее своих поздних сородичей из числа американских эскортных миноносцев, и потому классифицировались как эскадренные миноносцы. Оба корабля относились к типу “Evarts”. Тем не менее их прямыми аналогами в военно-морском флоте Китая стали сторожевые корабли проекта 50. Хотя им в реальном бою встретиться не пришлось по причине того, что китайские корабли вступили в строй уже после гибели обоих тайваньских эскадренных миноносцев, можно провести их сравнение. Тайваньские эсминцы имели водоизмещение 1192 тонн стандартное и 1416 тонн полное. Корабли проекта 50 имели стандартное водоизмещение 1054 тонны и полное 1156 тонн. То есть китайские корабли были на 300 тонн легче. Максимальная скорость хода тайваньских кораблей составляла 19,5 узлов, а китайских 29 узлов. То есть при встрече тайваньские эсминцы не могли уйти на скорости от противника проекта 50. Дальность плавания тайваньских эскадренных миноносцев составляла 6000 миль, против 1000 миль у сторожевых кораблей проекта 50. По этому критерию тайваньские корабли могли намного дольше находиться в море. Но эта разница объясняется двумя вещами: применением дизельных двигателей на тайваньских кораблях и паротурбинной установки на проекте 50, а также тем, что запас топлива на эсминцах был 197 тонн, а на проекте 50 всего 110 тонн. Меньший запас топлива и большая прожорливость паротурбинной установки и привели к таким результатам. Но основой сравнения является вооружение кораблей. Оба корабля имеют по 3 артустановки главного калибра. Но проект 50 имеет 100-мм артустановки, а эсминцы имеют 76-мм артустановки. По результатам войны было установлено, что максимальная дальность стрельбы американских 76-мм артустановок составляет 75 каб, а советских 100-мм артустановок составляет 100 каб. При этом эффективная дальность стрельбы равняется соответственно 60 каб и 85 каб. Таким образом корабль проекта 50 имеет зону свободного маневрирования в 40 каб, из которых 25 находятся за пределами дальности стрельбы противника. То есть корабль может безнаказанно вести расстрел противника на дистанциях 76-100 каб. Скорострельность 76-мм артустановок выше, чем 100-мм, но реализовать это преимущество на практике оказалось практически невозможно, а потому это преимущество было всего лишь бумажным. Точность стрельбы длинноствольных 100-мм артустановок «Б-34» оказалась выше, чем точность стрельбы американских 76-мм артустановок. Система управления огнём артиллерии на корабле проекта 50 оказалась на порядок качественнее той, что стояла на его американском аналоге воевавшим под тайваньским флагом. Хотя корабли в бою и не встретились, но тайваньские корабли (как 1 эскадренный миноносец, так и сторожевые корабли и прочие тайваньские корабли имевшие указанную 76-мм артиллерию) неоднократно встречались в боях с китайскими кораблями имевшими те самые 100-мм артустановки «Б-34». И за всю войну тайваньские корабли не смогли добиться ни одного попадания по китайским кораблям со 100-мм или 130-мм артиллерией. А последние вполне успешно поражали тайваньские корабли. Вкупе с превосходством в скорости, корабль проекта 50 мог безнаказанно расстреливать и топить своего американского аналога, держась на дистанциях 76-100 каб. Что касается противовоздушной обороны кораблей, то тут можно сказать, что ПВО корабля проекта 50 превосходило ПВО своего американского аналога. Так большая мощь 100-мм снарядов позволяла формировать большее поле осколков по сравнению с американскими 76-мм артустановками. Что позволяло обеспечивать более эффективное высотное ПВО даже при меньшей скорострельности. Но данные корабли не отражали атак тайваньской авиации, и потому этот вывод субъективен. Установленной пары 37-мм зенитных автоматов однозначно было мало для обеспечения ближнего ПВО корабля, что и было продемонстрировано при потоплении китайской канонерской лодки тайваньской авиацией. Но сами 37-мм артустановки оказались совершеннее своих американских 40-мм аналогов. И этот вывод чётко следует из результатов боевого применения зенитной артиллерии в боях. Прицелы 37-мм артустановок позволяли успешно обстреливать воздушные цели на больших скоростях, чем это могли делать шведско-американские 40-мм артустановки “Bofors”. Система управления зенитным огнём на кораблях была технически практически одинаковой, но качественно лучшей на кораблях проекта 50. Формально обе системы могли выполнять стрельбу по целям летящим на скоростях до 1000 км/ч. Но фактически система управления зенитным огнём тайваньских эскадренных миноносцев могла эффективно вести стрельбу по целям летящим со скоростью не более 600 км/ч. Эта величина была выяснена при боевом использовании американских кораблей. Противолодочные характеристики кораблей можно считать аналогичными (до модернизации кораблей проекта 50 в Китае). Торпедное вооружение кораблей также можно считать одинаковым по его боевым возможностям, но совершенно не адекватным реалиям той войны, по причине того, что торпеды были прямоидущими, и для их использования кораблям нужно было сближаться с противником на расстояние 1000-1500 метров. А это уже тогда было натуральной фантастикой. Так что подводя итог сравнению кораблей можно сказать, что при встрече с кораблём проекта 50 эти тайваньские эскадренные миноносцы были практически обречены погибнуть. Лучшие артиллерия, скорость и манёвренность китайских кораблей практически не оставляли тайваньцам шансов на выживание. Они могли выжить, только если случалось чудо в виде своевременного прилёта тайваньской авиации, которая отгоняла китайские корабли. Во время войны 1 из эскадренных миноносцев выжил при встрече с китайским кораблём вооружённым 100-мм артиллерией лишь по причине того, что превосходил в скорости противника на 5 узлов и сумел сбежать от него. Американские эскадренные миноносцы переданные во время войны уже полностью устарели к моменту передачи и не отвечали требованиям современной войны. Формально более мощно вооружённые корабли, они имели вооружение из короткоствольных 127-мм орудий, при стрельбе из которых на большие дистанции было грандиозное рассеивание снарядов и попадание в цель могло произойти разве что случайно. Корабль имевший 127-мм артиллерию 1 раз участвовал в бою с китайским сторожевым кораблём оснащённым 100-мм артустановками, и выжил только по причине того, что китайский корабль обнаружил приближение тайваньской авиации и вышел из боя. А случай, когда все три эсминца были отозваны с перехвата 1 китайского эсминца проекта 7 полученного из СССР, показал, что даже все 3 корабля не могли справиться с 1 китайским имевшим 130-мм артустановки «Б-13» и превосходившим их в скорости. Сравнение переданных Тайваню американских эсминцев с переданными Китаю советскими кораблями проекта 7 в общем и целом аналогично сравнению сторожевика проекта 50 и тайваньских эскадренных миноносцев типа “TaiPing”. Правда разница была только в том, что преимущество в скорости над самым быстроходным тайваньским эсминцем составляло всего 2 узла, а зона свободного маневрирования расширилась с 40 до 50 кабельтов (76-125 каб), потому что несмотря на больший калибр на переданных эсминцах, их короткие стволы обеспечивали всего 75 каб дальности эффективной стрельбы. При встрече с кораблями вооружёнными 100-мм артиллерией эта тройка тайваньских эскадренных миноносцев также имела мало шансов на успех. Потому что при встрече с противником они должны были сблизиться с ним для ведения эффективной стрельбы. При этом они должны были догонять противника уже под его огнём и имели преимущество в скорости хода над сторожевиком проекта 50 в районе 1-3 узлов. При встрече с китайскими канонерскими лодками они могли легко сблизиться с ними, но за время сближения получить повреждения от артиллерийского огня противника. На больших дистанциях стрельбы все канонерские лодки выглядели одинаково и их вооружение определялось только по всплескам от падений снарядов. Потому тайваньские эсминцы легко могли нарваться на попадания 130-мм снарядов, а они приводили к большим разрушениям и ставили корабли на грань гибели. Против китайской авиации корабли были беспомощны, как и все другие корабли военно-морского флота Тайваня. В свою очередь китайские эскадренные миноносцы проекта 7 могли вполне успешно защищаться зенитным огнём от ударов авиации Тайваня. И хотя им не пришлось делать этого, другие корабли Китая успешно защищались 37-мм артустановками «В-11» от ударов тайваньской авиации, и нет никакого резона думать о том, что эсминцы не смогли бы защититься при необходимости. Так что решение не использовать эти корабли против военно-морского флота Китая можно признать разумным. Потому что иначе они имели большие шансы погибнуть и не нанести никакого ущерба противнику. Особенно учитывая большую мощь авиации военно-морского флота Китая, которая была успешно продемонстрирована во время войны.



полная версия страницы